[contact-form-7 id=»548″ title=»Контактная форма 1″]

СЛОВО СВЯЩЕННИКА АНДРЕЯ РОДИОНОВА В ЛАЗАРЕВУ СУББОТУ

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Вот и подошел к концу Великий пост, и переходом от Великого поста к Страстной седмице служат два праздника: Лазарева суббота, которую Святая Церковь празднует сегодня, и торжественный Вход Господень в Иерусалим, который будет праздноваться завтра. И хотя мы продолжаем поститься до Великой Субботы включительно, значение поста изменяется: это уже не покаянный пост святой Четыредесятницы, а пост в память о Страданиях Христовых.

Сегодня мы вспоминаем чудо воскрешения Спасителем праведного Лазаря, о котором рассказывает сегодняшнее Евангельское чтение (Ин. 11, 1-44), и которое непосредственно предшествует Входу Господню в Иерусалим. На протяжении Своей жизни Господь неоднократно творил различные чудеса, помогая людям в их трудностях, облегчал их скорби, исцелял болящих, давал прозрение слепым, воскрешал мертвых. Воскрешение Лазаря – первый упоминаемый в Евангелии случай возвращения к жизни умерших при большом стечении народа. Святой праведный Лазарь был родом из Вифании. Господь часто в дни своей земной жизни заходил в дом Лазаря, которого с сестрами его Он любил и называл другом Своим (ср. Ин. 11, 3. 5.11).

Поскольку Лазарь был воскрешен Спасителем на четвертый день после смерти, святая Церковь именует его Четверодневным. После своего воскресения праведный Лазарь прожил еще тридцать лет. Он был епископом Китийским, просветителем, добрым пастырем многочисленной христианской общины. Один из престолов нашего храма освящен в его честь.

Когда Христос приближался ко гробу, Он по-человечески прослезился. Но это был не плач расставания, а плач любви, показатель искренней дружбы к этому человеку. Какое же значение имеет для непосредственных участников Евангельского события и для всех нас воскрешение Спасителем праведного Лазаря? Возвратив к жизни умершего, Господь показал нам Свою великую власть над жизнью: Лазарь был возвращен к жизни для того, чтобы перед распятием Христовым быть свидетелем Воскресения. Попустив первую довременную кончину друга Своего, Сын Божий оказал ему великое благодеяние. Церковное предание знает примеры тому, как ревностны становились в делах благочестия те, кто возвращался к земной жизни из-за смертного порога, кто видел ужасы преисподней и зрел блаженное Царство Света — непрестанное воспоминание об ином мире делало их нечувствительными к соблазнам мира сего и неустанными в служении Господу. Смерть и воскресение даровали Лазарю эту духовную крепость — будучи праведен и до первой своей кончины, все долгие годы оставшегося ему земного срока святой Лазарь совершал подвиги благочестия, стяжая все большую славу в Царствии Божием.

Через воскрешение Лазаря Господь хотел также утвердить Своих учеников в предстоящих событиях, укрепить в тех страданиях, которые они должны будут испытать, когда Его предадут на страдания и на смерть, и особенно – удостоверить в Своём воскресении из мертвых.

Христос воскресил Лазаря ещё и для того, чтобы уверить нас в возможности общего воскресения всех людей в день Страшного Суда, чтобы опровергнуть нечестивое мнение людей, утверждающих, будто воскресения мертвых быть не может. Тропарь сегодняшнего праздника говорит нам: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря Христе Боже», то есть, через воскресение праведного Лазаря Господь подтвердил истину нашего всеобщего воскресения. Таким образом, Воскресением Лазаря Господь наш Иисус Христос показал в Себе Бога и человека, укрепил друзей Своих в вере и благочестии, уверил учеников Своих в будущем Своем воскресении, всех – в общем воскресении мертвых. Кроме того, Господь явил грешникам образ духовного воскресения. «Лазарь, иди вон!» (Ин. 11: 43), — это также призыв Всемилостивого Бога, хотящего вывести нас из мрака к свету, чтобы мы, покинув зловонную пещеру страстей и похотей, вслед за праведным Лазарем могли присоединиться к великой семье друзей Божиих.

Лазарева Суббота и Торжественный вход Господень во Иерусалим тесно связаны друг с другом тематически и имеют один общий тропарь: оба праздника предзнаменуют наше будущее воскресение и будущее торжество христианства, победу Церкви Христовой. Сердечно поздравляю всех вас с малым престольным праздником нашего храма. По милости Божией мы с вами прошли немалый путь — поприще Великого поста, и над нами уже загорается заря воскресения Христова. И хочется верить, что наши пусть и малые, постные тру­ды, наши пусть и скудные, покаянные слезы Господь претворит в радость прощения, примирения с Со­бой, и светом грядущего Воскресения Своего озарит наши умы и сердца и наши жизни. Аминь.