В городе Муроме правил князь Павел, и был у него брат Петр. К жене Павла стал являться дьявол в облике змея, чтобы соблазнить её на блуд. Посторонним людям змей виделся в образе Павла, и только княгиня знала, кто же он на самом деле. Не в силах это терпеть, она все рассказала мужу. Князь Павел попросил жену выпытать у змея, от чего он погибнет. Ответ был таков: «Смерть моя от Петрова плеча, от Агрикова меча».

Желая помочь своему брату, Пётр стал искать Агриков меч. Однажды во время молитвы в храме Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня ему явился отрок и указал на щель в алтарной стене. В ней и лежало заветное оружие.

В тот же вечер Петр, побеседовав с братом, отправился в покои княгини. Каково же было его удивление, когда он застал у неё князя Павла. Быстро сообразив, что это и есть лукавый змей, Пётр начал сражаться с ним. Змей погиб, но кровь из его раны обрызгала князя с ног до головы, все его тело покрылось болезненными язвами и струпьями.

Никто не мог излечить Петра. В поисках лекаря он велел отвезти себя в Рязанскую землю, где повстречал дочь древолазца бортника (добывающего дикий мед) — Февронию. Она была очень мудрой девушкой, обладала даром прозорливости и исцеления. Феврония согласилась исцелить Петра, только если он станет её мужем. Петр пообещал жениться на ней, но в душе был смущён тем, что эта девушка — простолюдинка, и решил не сдерживать своего обещания. Вскоре болезнь возобновилась и князь снова приехал к Февронии. Она излечила Петра, и он взял её в жены.

После смерти своего брата Павла Петр стал править в Муроме. Но надменные бояре не захотели принимать его жену, которая была не княжеского происхождения, и потребовали супругов покинуть город. Петр и Феврония приняли своё изгнание со смирением и отплыли на двух лодках по Оке.
Вскоре после этого в Муроме началась кровавая борьба за княжеский престол. Это посеяло раздор и смуту в городе. Тогда бояре, уже не смущаясь крестьянским происхождением Февронии, были вынуждены попросить князя с женой вернуться и продолжить своё правление.

Достигнув преклонных лет, по благочестивому обычаю Петр и Феврония приняли монашество с именами Давид и Ефросиния. Будучи разделены монастырскими стенами, они просили у Бога единовременной кончины. Супруги завещали положить их в один гроб, который они давно для себя приготовили.

Господь послал им то, о чем они просили у него в молитвах — благоверные князья скончались в один и тот же день, в один и тот же час.

Посчитав непристойным хоронить монаха и монахиню в одном гробу, супругов похоронили отдельно друг от друга. Однако на следующий день их тела чудом оказались рядом. Тогда стало понятно, что на это есть особое Божье благословение, и никто не дерзнул разлучать их вновь.


по материалам foma.ru