— Отец Сергий, в течение последних нескольких лет Вы ведете в храме большую хозяйственную работу. Масштаб ее начинает осознаваться только сейчас. Вначале все выглядело как локальные переделки и доработки, но работы охватывали все новые и новые участки, и сейчас Вашу деятельность иначе как реконструкцией не назовешь. Скажите, какова цель такой масштабной работы?

Я часто задумываюсь над тем, что такое жизнь храма и как создается его история. Одни храмы прослеживают свою историю на много веков вглубь, у других век короткий. Наш храм имеет историческую глубину. Местностью владели выдающиеся личности со времен Ивана Калиты, а может быть, и раньше. Казалось бы, удаленное от центра Москвы место, но оно имеет историческое значение. Владельцы сменяли друг друга — один знатнее другого, череда выдающихся личностей. До патриарха Никона местом владели сначала знатные вельможи, потом Богоявленский монастырь. В то время храм был освящен в честь Николая Чудотворца. Незадолго до прихода патриарха Никона храм был перестроен и освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Духовное возрождение началось при патриархе Никоне. При нем появились иконы, которые дошли до нашего времени, мы их знаем как чудотворные. В середине ХIХ века храм был перестроен в камне. С конца XIX века в течение 21 года настоятелем храма был прот. Иоанн Протопопов. Он был одаренный человек, много трудился на ниве просвещения, создал при храме воскресную школу, был благочинным, подавал пример ревностного служения. Я как настоятель через десятилетия чувствую его благодатную помощь. Протоиерей Иоанн воспитал сщмч. Иоанна Хрусталева, который пришел в наш храм молодым начинающим диаконом, а после смерти о. Иоанна Протопопова стал его настоятелем. В годы гонения на церковь весь клир храма во главе с Иоанном Хрусталевым — настоятель, диакон и чтец — проявили себя твердыми в следовании за Христом и были прославлены в лике святых новомучеников и исповедников Российских. Они освятили своей кровью храм, его дальнейшую историю.

Таким образом, вся история нашего храма отмечена служением замечательными людьми. А что можем предложить мы? И мы должны привнести богоугодное, чтобы история храма продолжалась. Чтобы храм возрастал от века в век своими делами, своими святыми и многими благочестивыми прихожанами.

Мой удел как настоятеля здесь очень маленький, но я предвижу, что этот храм в перспективе будет востребован. Заключаю это из того, что Господь дает возможность все здесь обновить, облагородить. Приводит людей, которые восстанавливают историю, расчищают иконы, поновляют фрески, обустраивают территорию. Для чего-то Господь ведь это дает? Мы сейчас работаем на перспективу. Как рабочие лошадки, работаем на будущее; как навозные жуки, копаемся в земле, чтобы нива возросла. Не случайно к 150-летию храма были отреставрированы чудотворные иконы. А сегодня уже все иконы обновлены. Совет по канонизации прославил новомучеников нашего храма. Все это говорит о том, что у храма большой потенциал. Нам надо этим воспользоваться для нашего спасения. Может быть, здесь будет духовный центр. Я уверен: надо готовить структуру, чтобы храм мог эффективно функционировать. Воскресная школа, гардероб, столовая, туа­леты — вся инфраструктура выстраивается для прихожан, чтобы они почувствовали к себе уважение. План развития этого района грандиозный, мы видим, как увеличилась интенсивность строительства жилых многоэтажных домов вблизи храма. Мы должны быть готовыми принять новых прихожан, жителей района, чтобы они пришли и сказали, что в храме хорошо — и территория убрана, и воскресная школа большая, и службы хорошие. Так что задумки у нас большие. Когда-то придет и новый настоятель, ему уже не надо будет этим заниматься. Духовность, конечно, может расцвести на любом месте, на благоустроенном и на неблагоустроенном. Святой Дух дышит, где хочет. Но в моем понятии, культурная составляющая — хорошее пение, хорошая служба, хорошая инфраструктура — должна присутствовать.

Фреска на абсиде крестильного храма «Божия Матерь с предстоящими» и большой колокол с изображениями святых храма. 2014 год.

Поклонный Крест на въезде в храм. 2015 год. 

— Но все-таки Церковь — это жизнь в Духе Святом.

Об этом надо всегда помнить. Мне бы очень хотелось наладить уставные службы. На приходе надо вести разнообразную деятельность, но нельзя отклоняться от основного стержня — богослужения. Раньше в храме был крепкий костяк из мирян-молитвенников, сейчас их становится меньше. Нам надо ценить литургию, которая помогает стяжать благодать Духа Святаго. Я чувствую, что сейчас церковные службы для большинства крещеных людей мало востребованы. Они приходят в храм, ставят свечи, подают записки, но уходят такими же. Литургия должна человека одухотворять, восприниматься и умом, и сердцем. Над этим надо работать. Сегодня чувствуется некоторое охлаждение в прихожанах, они стали реже бывать на вечерних богослужениях, пропускают их даже перед причастием. Каноны утрени писали святые отцы, это высокое гимнографическое искусство, замечательные богословские тексты, а их мало, кто слушает.

Необходимо на проповеди растолковывать простые истины, вероучение. То, за что боролись святые отцы на Вселенских соборах, сейчас размывается, для современных христиан становится неважным. Редко кто подходит с вопросами, как молиться, как поститься, как спасаться. Подавляющее большинство прихожан спрашивают, как наладить то или иное дома, на работе. Значит, они просто не знают, зачем надо идти в храм, ответы на какие вопросы искать. И этому их надо обучать.

За кем сегодня идут люди, кому стремятся подражать? Интересные наблюдения можно сделать, просматривая социальные сети. Чем живут люди, в частности, молодежь, какими ценностями? В Инстаграме, например, у футболиста Криштиану Роналду 13 млн подписчиков. Он для них герой и пример: тренируется с утра до вечера, благодаря упорному труду стал лучшим футболистом, но еще занимается благотворительностью, помогает онкобольным. С него хотят брать пример.

Каждый наш олимпийский чемпион, каждый Герой России — это пример для многих, им стремятся подражать в плане личного совершенствования. Люди ищут позитива, ориентируются на него, сами хотят реализоваться как личности в настоящих делах и поступках. Да, есть немало таких, которые потеряли ориентиры, пребывают в плену греха. Но все-таки, я думаю, большая часть прихожан — это нравственно здоровые люди, которые идут за положительными героями, и такие герои сейчас очень нужны Церкви. У нас много хороших проповедников, которые говорят проникновенные проповеди, но своей жизнью примера для подражания не дают. Нам нужны Моисеи, которые вели бы за собой народ.

Сегодня в поиске ориентиров мы оглядываемся назад, на жизнь новомучеников. Наш храм дал святых, которые могут стать примером в любом виде служения: для епископов — свт. Филарет митрополит Московский, для священников — сщмч. Иоанн Хрусталев и протоиерей Иоанн Протопопов, для диаконов — сщмч. Сергий Станиславлев, для мирян — мч. Николай Некрасов, св. блж. Матрона Анемнясевская, староста Василий Флянов.

Но нам нужны и современные образцы для подражания. Я знаю, у нас есть среди прихожан такие, которым запрети в храм ходить, а они все равно придут. Но много есть и неукрепленных в вере, о которых трудно сказать, как они себя поведут, если случатся, не дай Бог, новые гонения. Нам нужны духовные лидеры, которые могут повести за собой людей. И мне как священнику хотелось бы на кого-то равняться, например, на архимандрита Кирилла Павлова, на похоронах которого собрались тысячи людей.

Сегодня люди замкнулись в своих житей­ских проблемах, стали жестче и прагматичнее, чем даже лет 30 назад. Хотелось бы, чтобы к нам в храм пришла интеллигенция, образованные люди, чтобы у нас была крепкая община, чтобы был попечительский совет. Настоятель не должен на себя возлагать обязанности старосты, казначея, строителя. Для нас пример старосты храма — Василий Флянов, который служил в нашем храме около трех десятков лет и отстаивал интересы храма, на него настоятель мог полностью положиться. Он имел благодарственные грамоты от трех патриархов.

— А что такое попечительский совет?

Такие советы были в дореволюционной России. Сейчас они возрождаются в некоторых храмах. Попечительский совет состоит из предпринимателей, обеспеченных людей, которые периодически собираются и узна­ют от настоятеля о проблемах прихода. Попечители помогают с ними справиться материально и организационно. Мы сейчас строим воскресную школу. Надо сделать проект, найти рабочих соответствующей квалификации, материалы, организовать работу. Попечительский совет священника от этих хлопот освобождает.

Духовность очень важна, она — внутренний стержень любого храма. Но материальная сторона дела — состояние и благолепие храма, инфраструктура тоже важны.

Господь нам дал силы провести здесь большие работы. Мы сняли во дворе культурный слой толщиной в метр, откопали храм, и его стены задышали и просохли, вода перестала поступать в фундамент. Во время этих работ нашли останки упокоившихся людей на бывшем кладбище, разоренном в ходе строительства эстакады. Мы их собрали, сделали могилу, захоронили и на панихидах молимся о упокоенных здесь православных христианах. Когда Господь посылает людей, которые предлагают что-то сделать, надо это использовать. Тогда пришли люди и сказали: «Батюшка, Вам нужна наша помощь?». Я и предложил им: «Давайте выровняем наш двор». Так дело и пошло. Сам удивляюсь, сколько было работы сделано. Сейчас бы, кажется, не взялся.

 

В 2014 году благоустроили церковный двор…

…и поставили часовню св. блж. Матроны Анемнясовской.

Место захоронения актрисы Марии Ермоловой…

 …и некрополь во дворе храма. 2015—2016 годы.

 Потом провели большие работы по реставрации колокольни, заменили электропроводку, весь набор колоколов отлили, заменили в храме отопление, провели современную противопожарную сигнализацию. Все это было в плачевном состоянии, мы тогда молились, чтобы у нас не произошло аварии или пожара.

А сейчас Господь другое дает — строить школу. Пока нас многие не понимают, но будущие священнослужители и прихожане поймут. Школа нужна, потому что наше будущее за духовно образованными людьми.

Сегодня занятия и праздники воскресной школы проводятся в небольшом классе дома причта…

  

…Но скоро у воскресной школы появится свое просторное здание.

Сегодня многие поверхностно понимают, для чего мы собираемся в Церкви. Я помню старых прихожан 1970-х годов. Тогда было много людей, которые помогали храму просто так, безвозмездно. Зарплату в храме получали только священник, диакон и бухгалтер. Остальные работали бесплатно — певчие, уборщицы, свечницы, повара. И таких людей было много.

Да, Церковь — это не стены и крыша, а жизнь в Духе Святом. Но сейчас время, когда надо все делать, в том числе и стены, и крышу. Время собирать. Я считаю своим долгом сохранить все, что было сделано в храме до нас, и обновить, и приумножить. Через обновление храма — икон, стенной живописи, куполов, территории, инфраструктуры — мы должны подготовить храм для будущего поколения. И духовность храма будет возрастать. Мы укрепляем для этого материальную основу, образно говоря, стены и крышу для жизни в Духе Святом. А еще создаем и укрепляем все структуры — социальную, молодежную, миссионерскую, образовательную. Сейчас все это работает номинально, но все-таки работает и имеет своих духовных покровителей. Нам и для них надо создать стены и крышу — построить вместительную школу. В начале моего служения здесь, 14 лет назад, было много трудностей, за что ни возьмись — все требовало обновления, переделки, ремонта, возрождения. Мы действовали без особого плана, можно сказать, спонтанно. Сейчас уже многое сделано, стали вырисовываться направления приложения сил, появилось понятие, куда двигаться, стал более осмысленным взгляд на реальное состояние дел и на перспективу.

Хотелось бы, чтобы в жизнь обновленного храма пришли новые люди. Как говорится в Священном Писании, в новые мехи влить новое ви­но. Те люди, которые бывают в нашем храме редко, каждый раз отмечают, что в нем появилось что-то новое. Это дает ощущение движения, жизни, праздника, новизны.

Хотелось бы, чтобы у нас появились люди, с которых мы могли бы брать пример сегодня.

—  Вы считаете, таких людей надо воспитывать?

Церковь таких людей должна рождать. Церковь — это дом для многих миллионов душ. В ней рождается новый человек для Царствия Божия. Схема, когда материальное помогает духовному, не совсем работает, но без материальной структуры все-таки не обойтись. И мы боремся за каждого человека; чтобы он не ушел из храма, мы создаем максимальные условия для молитвы.

В день памяти сщмч. Иоанна Хрусталева 10 декабря 2016 года освятили мемориальную доску святым новомученикам нашего храма.


Благодарим за подготовку и редактирование интервью Елену Рура.