В воскресенье 11 марта после окончания поздней Божественной литургии в помещении крестильного храма свт. Филарета Московского открылись VII Владыкинские чтения.

В этом году они были приурочены к 80-летию гибели чтеца Николая Некрасова, служившего в храме в 1930-ые годы, арестованного в 1937 году по ложному обвинению и принявшему мученическую кончину 7 марта 1938 года. В 2007 году Священный Синод Русской Православной Церкви причислил его к сонму святых новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Прот. Сергий Ткаченко

Чтения открыл настоятель храма протоиерей Сергий Ткаченко с докладом «Хроника жизни Русской Православной Церкви в первой половине ХХ столетия». В выступлении особое внимание было посвящено анализу тех духовных причин, которые привели к катастрофе 1917 года:

Как могло случиться, что стомиллионный русский православный народ вдруг с легкостью отошел от Церкви? Дело не в кознях каких-то зложелателей, а, прежде всего, в том, что русское общество предреволюционной поры не хотело прислушиваться к пророческим словам многих святых: праведных Иоанна Кронштадтского и Алексия Московского, преподобных Варсонофия Оптинского и Варнавы Гефсиманского, которые предупреждали о надвигающихся событиях и призывали народ к покаянию и исправлению греховной жизни. И расплата за это не заставила себя ждать.

Преподаватель истории в общеобразовательной школе А. Ткаченко представил в своем докладе статистическую картину жизни Русской Православной Церкви перед революцией.

А. Ткаченко

Помощник настоятеля Е. Рура рассказала о жизни мученика Николая. Как показали исследования, его семья была связана с семьей владыкинского храмоздателя Гавриила Толоконникова и, возможно поэтому, около 1922 года он перешел из храма Святителя Алексия в Рогожской слободе на служение во Владыкино. Присутствующим была продемонстрирована уникальная фотография, запечатлевшая чтеца Николая, его супругу и приемную дочь со своим братом. Именно при помощи этой фотографии удалось идентифицировать Николая Некрасова на общем снимке клириков и церковных работников храма в 1930-ые годы и впоследствии написать его икону.

Е. Рура

Родственник сщмч. диакона Сергия Станиславлева кандидат исторических наук Константин Кулагин более подробно рассказал о гонениях на Русскую Церковь во второй половине 1930-х годов. Он привел примеры совершенно абсурдных обвинений, которые следователи НКВД предъявляли арестованным. Так, например, архиепископ Волоколамский Феодор (Поздеевский), известный ревнитель чистоты Православия, которого глубоко почитал Святитель Тихон, Патриарх Всероссийский, был обвинен в сотрудничестве с Ватиканом. В докладе прозвучали потрясающие цифры: только в 1937 году было арестовано более 130 тысяч представителей духовенства, из которых более 80 тысяч – население целого города – были расстреляны.

К. Кулагин

Затем на Чтениях выступила педагог высшей квалификации, доцент, академик Международной Педагогической академии, преподаватель кафедры педагогики Московского педагогического государственного университета Наталья Загрязкина – родственница старосты храма в 1914 – 1917 годах В. Чернопятова. Она рассказала о жизненном пути настоятеля собора в Боровске протоиерея Петра Щипкова. В его жизни отразилась вся судьба Русской Церкви: рукоположение от рук Святителя Тихона, служение в Москве, арест, ссылка, затем снова арест, снова ссылка, и только в последние годы возможность служения далеко за пределами родного города. Докладчик продемонстрировала уникальный документ: письмо диакона Иоанна Хрусталева В. Чернопятову с просьбой его ходатайства перед митрополитом Московским о рукоположении отца Иоанна во пресвитера.

Н. Загрязкина

В заключение Чтений протоиерей Владимир Александров рассказал о Декрете Совнаркома об отделении Церкви от государства и школы от Церкви, обнародованном ровно сто лет назад. Этот документ заложил основы организованных гонений на Церковь, которые достигли апогея в годы «Большого террора». Отмечалось, что в декрете верующие и атеисты заранее ставились в неравноправное положение: последним разрешалось вести антирелигиозную пропаганду, тогда как верующие имели право только отправлять свои религиозные потребности. Милостью Божией в 1990 году этот дискриминационный документ был отменен.

Прот. Владимир Александров

Подводя итоги Чтений можно отметить, что настоящий период – конец ХХ и начало ХХI века – является временем относительного внешнего покоя и подъема церковной жизни: строятся и восстанавливаются храмы и монастыри, развивается духовное образование, прославляются в лике святых угодники Божии, в том числе и пострадавшие во времена гонений. Но наша история наглядно показывает, что внутри даже такого внешне благополучного периода, за который мы должны благодарить Бога, зреют будущие испытания, к которым надо быть готовыми, как пишет о том святой апостол Павел: Умею жить в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть в обилии и в недостатке (Флп. 4, 12).

А. Логинов (стоит)

На Чтениях присутствовали многочисленные прихожане и приглашенные гости, среди которых были родственники пострадавших в годы «Большого террора», а также церковнослужителей и служителей храма начала ХХ века: внучатый племянник мч. Николая Некрасова Александр Николаевич Логинов и его жена Екатерина Ивановна, внучка и правнук сщмч. Сергия Станиславлева Валентина Ивановна Кулагина и Константин Кулагин, потомок протоиерея Иоанна Протопопова Лариса Ивановна Косарева, потомок старосты храма Виктора Чернопятова Наталья Николаевна Загрязкина. Хочется отметить, что потомки священно- и церковнослужителей нашего храма первой половины ХХ века оказывают помощь нашему храму как материальную — на поддержание благолепия храма и возрождение церковной жизни, так и информационную, делясь с нами документами и воспоминаниями, способствующими восстановлению истории храма. В этом мы видим молитвенную помощь наших новомучеников и исповедников, живую связь их с нами.

Прот. Сергий и потомки мучеников А. Логинов, Е. Логинова, Н. Загрязкина, В. Кулагина, К. Кулагин.


Всем жертвователям и неравнодушным к нашему храму людям приносим сердечную благодарность!

Владыкинские чтения стали традиционными и вышли за рамки одного только нашего прихода. Традиция проведения Чтений, посвященных памятным датам в истории прихода, нашей Церкви и страны, будет продолжена. Поступило предложение от участников Чтений следующую встречу провести с прямой трансляцией в Instagram на странице нашего храма.