На Божественной литургии перед Символом мы слышим возглас диакона или священника: «Двери, двери! Премудростию вонмем!» Не совсем ведь понятно, при чем здесь двери? Но чтобы понять, откуда появился этот возглас, то нужно обратиться к истории.

В древности, возглас «Двери, двери!» давался к церковным вратарям, которые должны были внимательно следить за входными дверями в этот момент, чтобы кто-либо из оглашенных, некрещенных и даже верующих не зашел в этот момент на богослужение, но также, чтобы никто и не вышел. Это делалось для того, чтобы люди акцентировали свое внимание на богослужении и испытывали благоговейный трепет, и не уходили с литургии. Хоть уже церковных вратарей давно и нет, то возглас символично сохранился в Литургии до наших дней, а входные двери, которые закрывались вратарями, теперь служит занавес (катапетасма), которой закрывают алтарь от взоров людей, это уже более поздняя литургическая практика.

Почему же слово «двери» повторяется два раза? На это дает ответ святой патриарх Герман Константинопольский. Он говорит, что первые двери — это двери нашего ума и сердца, которые мы должны открыть для того, чтобы постараться вникнуть в Тайну Божию и особенно сосредоточить свое внимание на происходящем. Вторые двери — это занавес (катапетасма), которая находится за Царскими вратами, и при возгласе занавес открывается. Таким образом, одновременно происходит два действия, две двери должны открыться с возгласом.

Теперь разберемся с моментом: «Премудростию вонмем!» Под Премудростию здесь понимается Сын Божий, Господь Иисус Христос, Который, незримо для нас, присутствует на Литургии. И получается, что под возгласом мы должны понимать призыв — Словом Божиим мы должны вникнуть в премудрость божественного символа, и должны акцентировать свое внимание на том, что сейчас будет совершена великая Мудрость Таинства. Делается призыв к тому, что мы должны обратить свое внимание к премудрости Божией, которая изложена в Символе веры.

И теперь разобравшись с этими моментами по отдельности, можно составить полную картину. При возгласе «Двери, двери! Премудростию вонмем!»: открывается занавес за Царскими вратами, мы должны открыть наши ум и сердце для того, чтобы просвещаться с Божией помощью, и Сыном Божиим внимательно вникать в премудрость, заключенную в Символе веры.