Владыка Иоанн, епископ Домодедовский

Совсем недавно он был епископом Воркутинским и Усинским, а теперь стал епископом Домодедовским, викарием Патриарха. В начале этого года владыка Иоанн (Руденко) переведен в Москву, назначен управляющим Северо-Восточным викариатством столицы и настоятелем храма Патриаршего подворья Живоначальной Троицы в Свиблове.

Его путь к нынешнему служению складывался непросто. До Воркуты долгое время служил в Ивановской области. А родился и вырос в Новосибирске, там же защитил диссертацию по радиофизике, занимался наукой, преподавал. И вдруг резко изменил свою жизнь.

Наука не мешала вере

 Вам ведь уже было под тридцать, когда Вы крестились. Что же стало толчком?

— Поначалу у меня был интерес к христианству вообще. После распада СССР к нам в Новосибирск часто приезжали различные зарубежные проповедники, показывали фильмы на евангельские сюжеты. Я тогда учился в аспирантуре и одновременно немного занимался бизнесом. В середине 1990-х получил приглашение на стажировку в Америку, в провинциальный штат, и вот эта поездка произвела немалое впечатление.

 Познакомились там с православными?

— Нет, я еще был далек от участия в церковной жизни. Но меня удивило, какую роль в американской глубинке играет религиозная вера. Я увидел, как люди — при всех искажениях в их вероучении — живут активно по-христиански, поддерживают друг друга, помогают ближним, то есть ведут себя так, как заповедано в Евангелии. Это был контраст с Новосибирском, который в то время напоминал духовную пустыню. При получении визы я заполнял анкеты и в графе о вере писал «православный», хотя еще не был крещен. Вернувшись на Родину, решил, что пора действительно стать православным.

 А Ваша научная работа этому способствовала? Или создавала проблемы?

— Наука не мешает вере. Наоборот, преподаватели, старшие коллеги всегда нацеливали нас на то, чтобы мыслить более объемно, не зацикливаться на узких вопросах. Когда я говорил, что хотел бы заниматься не только физикой, но и метафизикой, меня поддерживали. Вообще, вера помогает ученому. Ведь мы расширяем границы нашего познания благодаря Творцу. Я глубоко убежден, что когда человек искренне стремится к истине, то он идет к Богу. И если не идет, то возникает вопрос: а насколько он стремится к истине, может, ему удобнее какие-то другие жизненные установки?

«Зачем ты скрывал от нас маму?»

— Почему Вы избрали монашество?

— В середине 1990-х в Новосибирск приехали иноки из Троице-Сергиевой лавры. Я внимательно наблюдал за ними, слушал, и это было особое личное восприятие. Для меня открылась совершенно новая жизнь. До этого я, конечно, читал о монашестве, но увидеть и услышать самому — совсем другое дело. Святой апостол Павел называл это «верой от слуха». И я почувствовал в себе сильную тягу к монашеству.

— Как восприняли Ваше решение родители?

— Переживали, конечно. Особенно когда я получил благословение покинуть Новосибирск и ехать в Николо-Шартомский монастырь в Ивановскую область. Я-то поначалу надеялся, что останусь в родном городе, продолжу преподавание в университете, буду там влиять на студентов. Но старец сказал, что лучше последовать примеру праотца Авраама: отправиться в «неведомую землю», во всем положиться на Господа.

 И Вы оставили родителей?

— Да, но моя мама была готова разделить со мной нелегкий период — новую жизнь на новом месте. Брала отпуск, приезжала в обитель, помогала там по хозяйству как трудница. Ей хотелось быть ближе ко мне, убедиться, что я не ошибся, понять мой выбор. И всюду находились хорошие священники, которые ее успокаивали, укрепляли. Старец Наум, когда впервые ее увидел, сказал мне: «Какая хорошая у тебя мама! Как же ты ее от нас скрывал доселе?» Она была послушная, кроткая, и слово старца было для нее непререкаемо.

Искать старцев больше не требуется

 После многолетнего служения в Ивановской области, руководства епархией в Воркуте вы переведены в Москву. Каковы впечатления?

— Могу сказать, что меня воодушевило московское духовенство. Знаете, еще лет пятнадцать назад о столичных священниках в провинции иногда говорили: кто-то служит Богу, а кто-то — своим интересам. И повод к этому часто давали москвичи, которые ехали в глубинку в поисках истинной духовности, находили там старцев, нередко мнимых. При этом о московской жизни они рассказывали как о чем-то суетном, далеком от христианского идеала. Так вот сейчас я убедился, что московское духовенство сегодня задает верный и созидательный формат для всей Русской Церкви.

 В столице много возможностей для культурной жизни. Удается ли знакомиться с новинками искусства или возвращаться к классике?

— Самая главная драгоценность — время, его очень не хватает. Но всегда есть возможность с пользой для души прикоснуться к искусству. Причем порой — в неожиданных местах. Даже в эстрадных песнях можно через призму евангельского восприятия многое услышать. Вот общались мы с батюшками при посещении приходов. И некоторые диаконы исполняли обычные популярные песни, которые оказались вполне близки церковным людям. Вот, например, песня «Луч солнца золотого» из «Бременских музыкантов», она же по-своему перекликается с библейской Песнею Песней. Или знаменитая песня из «Семнадцати мгновений весны», которая тоже исполнена христианского смысла. Да и «Этот мир придуман не нами» или «Расскажите, птицы» — столько всего там светлого!

 Иногда спрашивают, что люди ищут и находят в монашестве?

— Прежде всего надо понимать, что в монастырь нужно идти не для того, чтобы выбраться из трудной жизненной ситуации, найти «тихую гавань», жить спокойно и без забот. Монахом стоит становиться с единственной целью — поработать Богу. Делая этот выбор, признаешь, что у тебя один хозяин — Господь, а ты — Его раб. Если человек настроен таким образом, то это гарантия успеха, что бы с ним в дальнейшем ни происходило. Один знакомый инок еще в начале моего служения заметил: «Несмотря на любые немощи и недуги, монахи — самые счастливые люди». Похоже на парадокс, но это так.

 То есть Вы счастливый человек?

— Безусловно.


 

Беседовали Валерий Коновалов, Михаил Устюгов

«Крестовский мост»