[avatar user=»Diakon» size=»thumbnail» align=»left»]Дьякон Илья Костицын[/avatar] В дни Великого поста хотелось бы поделиться мыслями о нашем спасении. Оно совершается, по словам святых отцов, со страхом Божиим и покаянием.

Но чем же на самом деле является страх Божий.   Если проанализировать само явление страха, то можно выделить несколько стадий его развития. Вначале появляется самый примитивный страх, например, при виде опасных животных, которые могут нам всячески навредить или даже убить. Затем идет страх рабства или, иначе, страх наемничества. Это боязнь перед своим хозяином, боязнь перед наказанием за какой-либо проступок. Но после этого к нам приходит страх  сыновний.  Его чаще всего мы ощущаем при воспитании своих детей или при воспоминании, как воспитывали нас.

А где же здесь есть место для страха Божия?  В жизни христианина есть много разных факторов, которые влияют на его жизнь, но определяющими являются молитва, покаяние и любовь. Все эти факторы, так или иначе, могут друг друга взаимно дополнять.  Без любви у нас не будет покаяния, без покаяния у нас не будет страха Божия, без страха Божия у нас не будет молитвы, без молитвы у нас не будет любви.  Конечно же все это объединяется любовью: 

Господь нам дал две главные заповеди — любить Бога и любить ближнего твоего всем сердцем (ср. Мк. 12, 29-31) Кто не любит, то не познал Бога (1-е Ин. 4:7-8) и с этих заповедей нам надо стараться начинать. Таким образом, страх Божий, основанный на любви и покаянии, — одна из многих ступеней в лестнице духовного возрастания.  Через страх Божий возникает чувство покаяния, но что же такое покаяние. 

Это не просто участие в таинстве исповеди. под покаянием подразумевается радикальное изменение своего сознания.  В соответствии с этим можно сделать вывод, что на покаяние способен каждый человек, крещеный и некрещеный. 

В Евангелии есть слова том что тот, кто не родится от воды и Духа не войдет в Царствие Небесное (Ин. 3:5). Но есть и фраза что не всякий, говорящий Господи, Господи, войдет в Царствие Божие, но исполняющий волю мою (Мф 7:1). Давайте разберём эти фразы.

Некоторые толкователи считают, что под водою подразумевается не вода, в которую нас погружают во время совершения таинства крещения,  а именно слезы покаяния, воды, которые нас очищают и через которые дается сила для изменения своей жизни.  Все эти факторы формируют и страх Божий.  Именно об этих стадиях страха и говорилось выше. Первое знакомство с Богом вызывает ощущение страха, которое затем, при правильном духовном устроении перерастает в осознание себя как раба Божия. Господь этим дает нам возможность для работы над собой.  И, венцом страха Божия становится отношение к Богу, как к любящему Отцу, которого страшно обидеть, огорчить или сделать что-то недостойное.