Коль великая и неописанная милость Божия – Крест Господень. В нем вся наша надежда (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 65)

В субботу на утрене во время всенощного бдения в центр храма будет торжественно изнесен Животворящий Крест Господень – как воспоминание о приближающейся Страстной седмице и Пасхе Христовой. После этого священнослужители и прихожане храма совершат перед крестом три земных поклона. При поклонении поется тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Он же поется всю седмицу и на Литургии вместо Трисвятого.

Животворящий Крест возлежит на аналое в центре храма в течение всей четвертой седмицы Великого поста вплоть до пятницы, когда он перед Литургией вносится обратно в алтарь.

По Уставу Церкви положено делать четыре поклонения на Крестопоклонной неделе: в воскресенье, понедельник, среду и пятницу. В воскресенье бывает поклонение Кресту только на утрене (после выноса Креста), в понедельник и среду оно совершается на первом часе, а в пятницу «по отпусте часов».

Типикон на греческом языке 1685 года издания

Среда Крестопоклонной седмицы называется  Преполовение поста, потому что это середина Великого Поста. В богослужебном Уставе подчёркивается, что этот день не является праздничным:

Средопостную среду, на трапезе не достоит разрешати на елей и вино, яко паче день плача есть, а не радости

В прежнее время с середины поста начиналась подготовка оглашенных, которые собирались креститься на Пасху. Уместно было начинать такую подготовку с поклонения Кресту. Начиная со среды, на каждой Литургии Преждеосвященных Даров после ектении об оглашенных будет добавляться еще одна ектения ― о «готовящихся к просвещению» — о тех, кто собирался в скором времени принять Святое Крещение. Затем, после призыва дьякона «Елицы ко просвещению, изыдите!» они покидали храм, оставаться на литургию верных им не дозволялось.

На Руси говорили «середина говенья – крестов печенье». В Преполовение и другие дни Крестопоклонной седмицы в домах выпекали печенье в виде крестиков. Обыкновенно кресты делали симметричными, равносторонними, с четырьмя лучами. Для этого две равные полоски теста накладывали одна на другую крестообразно или раскатанное тесто нарезали на «крестики» при помощи формочки; средокрестное печенье пекли также в виде круглых лепешек, на которые наносилось изображение креста. Ребятишки обходили дома с пением особых средокрестных песенок, за что их одаривали печеньем.

Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня