Исцеление гадаринского бесноватого.

[avatar user=»Diakon» size=»thumbnail» align=»left»]Дьякон Илья Костицын[/avatar]

Сегодняшнее Евангельское чтение (Лк. 8,26-39) – о гадаринском бесноватом. Это повествование описывается в трех евангелиях, что показывает важность данного события и большое значение для нашей жизни.

И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи (Лк. 8,26), − так начинается это чтение. «Гадаринская страна» − местность вокруг города Гадара. Сейчас о городе могут рассказать лишь обширные развалины Ум-Кейс, принадлежащие древней Гадаре. Рядом с Гадарином находится город Гергеса, упомянутый евангелистом Матфеем в этой же истории про бесноватого (Мф. 8,28). Останки Гергесы еще красивее и многочисленнее. Руины трех храмов, двух величественных мраморных амфитеатров и множество колонн до сих пор говорят о богатстве этих городов. В основном все эти здания были построены после римского завоевания в 63 году, но и во время проповеди Христа города эти не бедствовали. Что и повлияло на дальнее решение жителей после исцеления бесноватого.

В евангелии от Марка описывается встреча Господа и бесноватого и, как не странно, одержимый человек не убежал в ужасе и трепете, а пришел и поклонился Господу (Мк. 5,6). В страхе Божием поклоняется даже такое творение, которое отпало от воли Творца… Кому же уподобляются люди неверующие, если даже бесы, пусть и невольно, поклоняются Богу?

Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, − потому что много бесов вошло в него (Мк. 8,30). Напоминая о количестве «легиона» – это римская боевая единица. В разные времена в легион входило разное число бойцов. К новозаветным временам в состав легиона обычно входило 5-6 тысяч пехотинцев и несколько сот кавалерии.

И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну, тут же паслось на горе большое стадо свиней, и бесы просили его, чтобы позволили им войти в них (Лк. 8,31). Евангелист Марк даже сообщает нам число голов в стаде – около двух тысяч (ср. Мк. 5,13), из этого можно понять, что слово о «легионе» почти и не было преувеличением. Пастухи, видя происшедшее, побежали в город и рассказали обо всем. Собрались местные жители, и просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что объяты были великим страхом (Лк. 8, 37). Важный момент общения Господа с бесами — он не дает возможности начать им с Ним беседовать. Это показывает нам правильное понимание борьбы с нашими помыслами, когда мы начинаем услаждаться ими, и тем самым впускаем в свою душу грех. Похожий момент был с Господом, когда в пустыни его искушал дьявол, и Богочеловек на «корню», как будут писать потом святые отцы, отсек от себя общение с дьяволом сказав: «…не искушай Господа Бога твоего….»

Для нас это большой пример аскетического понимания борьбы с помыслами, которому нам надо стараться следовать.

В Гадаринской стране явно растили свиней на продажу. По закону евреям нельзя было вкушать свинину. Но среди них жили и язычники и другие народы, которые не гнушались другого понимания веры и закона. Что и могло повлиять и на самих иудеев. Своего рода ассимиляция веры происходила, т.н. двоеверие. Очевидно и то, что свинину они продавали язычникам, в частности, римлянам. В детстве мы все помним, как трудно было нашим дедушкам и бабушкам содержать скот, а в случае с гадаринскими жителями, когда не две не три, а сотни голов приходилось выращивать. И тут приходит некто, который совершает на наш взгляд величайшее чудо, а они видят смерть их стада, что ж они ответят? Слава Богу, что наш «брат» был исцелен. Конечно нет. «Пораженные чудом жители города того вышли к Иисусу, услышав же о подробностях, они еще более испугались. Потому и молили Иисуса выйти из пределов их. Они боялись, чтоб не потерпеть еще чего-либо большего. Потеряв свиней и сожалея об этой потере, они отказываются и от присутствия Господа». Тут более подошло толкование блаженного Феофилакта Болгарского. Люди намекают Господу, уйди от нас не мешай нам, оставь у нас все как есть. Не надо нам твое учение. Именно поэтому Господь и не остался у них на проповедь, понимая, что не услышать спасительных слов. Но имея милость к каждой душе, Он специально не берет с собой исцеленного, дабы он сам пошел и проповедывал своему народ.

Чем мы отличаемся от тех гадаринцев, когда сами исполняем лишь внешнее проявление закона и совсем забываем о главном содержании.