АРХИЕПИСКОП ЕГОРЬЕВСКИЙ МАТФЕЙ: АРХИЕРЕЙСТВО

27 июля 2018 г Святейший Патриарх Кирилл назначил управляющим Северо-Восточным и Западным викариатствами г. Москвы архиепископа Егорьевского Матфея (Копылова). Владыка и настоятель храма Живоначальной Троицы в Свиблове начал свой путь послушником в Новосибирской области, затем продолжил свое служение на Камчатке и уже как архиерей налаживал церковную жизнь епархии на Чукотке, теперь призван трудиться в российскую столицу. О «закалке» архипастыря, активной работе, планах и проектах – в нашем большом интервью.

Региональные особенности церковной жизни

Наталья Чиж: Владыка, Ваше первое ощущение: Москва резко отличается от предыдущих мест Вашего служения?

Владыка Матфей: Да. Прежде всего, хочется отметить, что московские приходы обладают большими возможностями, чем провинциальные. Я нес послушание в трех регионах: Новосибирске, Камчатском крае и на Чукотке.

В Новосибирске был послушником монастыря, там же принял рукоположение в священники, преподавал в семинарии, занимался строительством храмов, активной деятельностью по укреплению приходских общин, миссионерством. Поэтому, могу сказать, что церковная жизнь там только развивается. Думаю, это во многом из-за отдаленности от центрального региона.

Камчатский край – еще более далекий регион. И если в Новосибирске есть какая-то преемственность и священническая и среди прихожан (в храмах есть пожилые люди), потому что население в основном оседлое, то на Камчатке постоянно происходит миграция. Приезжают и уезжают учителя, медики, госслужащие. Это формирует свои особенности работы с прихожанами. Бывает так, что ты ведешь человека год, два, пять, а потом он тебе сообщает, что возвращается к себе на малую родину. Традиции, которые закладываются, просто уходят вместе с людьми. Особенно характерна подобная ситуация для Чукотки. Люди дорабатывают до пенсионного возраста, и уезжают.

Чукотка вообще сложный регион. Где нелегко развивать любые сферы жизни, в том числе и церковную. Трудные погодные условия, оторванность от материка из-за отсутствия автомобильных и железных дорог, недостаток материальных средств в епархии – всё это является препятствиями, которые ежедневно приходилось преодолевать.

В 2016 году Святейший Патриарх побывал на Чукотке с визитом, посмотрел условия жизни и принял решение передать Анадырской и Чукотской епархии храм «Знамения», в Кунцеве в качестве подворья. Это было уникальное благословение. Уже тогда я стал настоятелем одного из московских храмов.

НЧ: Подобное решение было принято только для Чукотской епархии?

ВМ: Да. Для поддержки приходов сурового севера, поскольку все они живут за счет дотаций. А, священникам и их семьям необходимо обеспечить нормальные условия проживания, чтобы они могли достойно осуществлять свое служение.

Поэтому, благодаря московскому приходу представилась возможность наладить и кадровую работу. На Дальнем Востоке три проблемы: дороговизна тарифов ЖКХ, сложность перемещения на большие расстояния и кадры. И если ты решаешь первые две проблемы, то сможешь решить и третью.

Для подбора кадров из числа священников, я лично ездил по московским и санкт-петербургским семинариям, которые включены в программу распределения выпускников. Общался со студентами, делился впечатлениями о Чукотке. Я старался развеять миф о том, что Чукотка — регион, где невозможно жить и трудиться. Ведь, несмотря на все трудности, она по-своему красива. И многих она пленяет именно неповторимостью пейзажей, «сосредоточенностью и молчанием». За два года по этой программе удалось привлечь 6 человек.

За счет этих выпускников уровень образования духовенства на Чукотке значительно возрос. Некоторые из них имеют ученую степень. Например, в одном из поселков округа служит кандидат богословия. Как говорит Святейший Патриарх, необходимо поступать по апостольской заповеди: «Тот, кто в достатке, должен помочь тому, кто нуждается». Это касается и знаний.

НЧ: Мне кажется, это верные решения. Насколько мне известно, Якутская епархия сейчас тоже активно развивается?

ВМ: Верно. Владыка Роман (архиепископ Якутский и Ленский – прим. ред.) очень одаренный человек и мудро правит епархией. Он, например, стал автором сценария к фильму «Якутии небесный покровитель», об архипастыре, апостоле Сибири и Америки, святителе Иннокентии (Вениаминове), который жил и трудился какое-то время в Якутии. Этот фильм получил премию «ТЭФИ». Также владыка активно занимается и книгопечатанием. Когда я был у него в гостях на Православном молодежном форуме Дальнего Востока, то отметил, как активно в Якутии ведется и строительство храмов, и молодежная работа, и социальное служение.

Я поездил по епархиям Дальнего Востока, поэтому знаю, что везде есть и успехи, и трудности.

НЧ: У меня есть сотрудники-журналисты из Приморья… И порой у них складывается впечатление, что у нас в столице мало крепких, сплоченных и активных общин при храмах, в отличие от регионов. Как Вы считаете, так это или все-таки надумано?

ВМ: Уровень жизни, материальные возможности здесь большие. Но, искушений и соблазнов еще больше, и они уводят человека от главного в жизни: дела спасения души. Информационное перенасыщение и насыщение ложной, негативной информацией из соцсетей и СМИ, в том числе о Церкви. Люди, подпадая под это влияние либо не идут в храмы, имея заведомо искаженные понятия о Православии, либо , не имея крепкой веры, при первом же искушении уходят из храмов, считая, что ничего полезного они там не приобретают. Но, в любом случае, многое зависит от активности и глубокой веры самих пастырей. Поэтому, наше дело – трудиться, сеять слово Божие, а взращивать в сердцах будет Сам Господь.

Деятельность викариатства и успехи приходов

НЧ: Расскажите о работе на приходах Северо-Восточного викариатства – какие успехи есть в миссионерской, катехизаторской и молодежной работе?

ВМ: Прежде всего, радует, что открываются и действуют воскресные школы для взрослых. Например, в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Медведково, где настоятелем является протоиерей Валентин Тимаков, действует прекрасно организованная школа. Подобное учреждение, с трехлетней формой обучения и получением сертификата, мы инициировали в Раево при храме прп. Серафима Саровского (настоятель прот. Алексей Яковлев). Всё это формы богословского образования для мирян на приходах. Как говорит прп. Силуан Афонский: «Христианская жизнь – процесс обучения и образования человека, целью которого является обожение по подобию Христа.» Поэтому, чем больше человек познает о Боге, о святых не ради только знаний, но ради основной цели, тем более он крепчает в вере и менее поддается мимолетным искушениям.

Важное место занимает работа с молодежью, ответственным за которую в викариатстве назначен иерей Павел Симонов, настоятель храма св. вел. благ. кн. Димитрия Донского. Под его попечением собрано одно из самых крупных молодежных и волонтерских объединений в Москве, активная деятельность которого уже отмечена Святейшим Патриархом.

Показатель выбора модуля ОПК в школах викариатства составляет 52%. Это говорит только о том, что священники и православные педагоги с приходов активно участвуют в родительских собраниях, работают с педагогами.

НЧ: Какие задачи для викариатства Вы считаете приоритетными?

ВМ: Главная – строительство храмов и укрепление приходских общин. Через формирование общины формируются и все направления служения: миссионерская и молодежная работа, открытие воскресных школ. Через это разрастается христианская семья. Необходимо уделять и должное внимание окормлению военнослужащих, активно развивать работу с образовательными учреждениями.

НЧ: Достаточно ли храмов в нашем викариатстве? Будут ли строиться новые?

ВМ: Храмов конечно не хватает. Программа «200» уже перешагнула свой рубеж, но мы не останавливаемся на достигнутом. Обязательно будем продолжать строить церкви в шаговой доступности для людей. Именно как к этому призывает Святейший Патриарх.

НЧ: Будут ли продолжаться встречи священников с префектом округа, как это было раньше, когда решались вопросы каждого отдельного храма?

ВМ: Да. После моего знакомства с префектом округа Алексеем Александровичем Беляевым, мы договорились с ним об организации совместных регулярных выездов по строящимся храмам викариатства. Но, наше общение с ним не ограничивается только этим. Мы приглашаем руководителя нашего округа на общецерковные мероприятия, и сами участвуем в городских, так как настроены на тесное и продолжительное взаимодействие. Также, очень приятно, что Алексей Александрович находит время в своем плотном графике, чтобы уделить внимание и совместной работе по вопросам духовно-нравственного воспитания молодежи.

НЧ: Существует такое мнение, что храмы – это некое «бюро ритуальных услуг». Мне приходилось бывать на протестах жителей против строительства храмов просто потому, что люди не видят необходимости в большом количестве церквей. Может быть, стоит устраивать для людей церковных и нецерковных встречи? Тем самым, пытаться приобщить их к жизни Церкви…

ВМ: Исходя из практики могу сказать следующее, что создание духовно-просветительских центров при приходах частично решает эту проблему. Мы на территории усадьбы Свиблово тоже планируем создать подобный центр, и активно двигаемся в этом направлении. А, пока в здании нашей православной школы им. прп Сергия Радонежского, работают разного рода кружки для взрослых и детей. Проводятся концерты. Есть спортивная секция, в которой дети школьного возраста занимаются самбо. Проводятся занятия по изучению иностранных языков для всех желающих.

Недавно мы включились в московскую социальную программу «Активное долголетие». Организовали певческие курсы для людей пенсионного возраста. Уже проведено несколько занятий. Отзывы положительные и потому хорошая посещаемость. Кроме того, в нашем викариатстве нашлось еще 5 храмов, которые подхватили эту инициативу и теперь в рамках этой программы занимаются и другими творческими направлениями.

Через кружковую работу мы даем людям возможность общаться со священниками и просто православными верующими в непринужденной обстановке. Люди нецерковные не понимают литургической жизни, не постятся, не молятся, но зато через подобные культурные события, а не через «желтую прессу» смогут увидеть разносторонность церковной жизни. Церковь занимается воспитанием детей в традициях православной культуры, создает разные социальные проекты для поддержки института семьи, материнства, заботится о нуждающихся. Тем самым на деле можно увидеть «доброе сердце» Церкви.

НЧ: А, что Вы можете сказать о нашем храме во Владыкино?

ВМ: У меня создалось положительное впечатление. Во-первых, дружный приход. Строится здание воскресной школы. Это инициатива протоиерея Сергия Ткаченко, вашего настоятеля, и это правильно, когда священник понимает всю важность этого дела.

Во-вторых, отец Сергий занимается издательской деятельностью. Он подготовил и систематизировал материалы для книги о новомучениках Северо-Восточного викариатства. Теперь, благодаря его трудам и издательству Московской Патриархии, мы смогли выпустить эту книгу.

Я обязательно представлю её на расширенном епархиальном совете.

НЧ: У нас при приходе уже 3 года существует семейный клуб трезвости. Как Вы считаете, нужна ли такая инициатива, насколько она эффективна, правильно ли ведется работа общества в этом направлении?

ВМ: Конечно подобные клубы необходимы! Работа в них ведется силами священников, православных психологов с зависимыми людьми, а также с со-зависимыми членами семьи, которые, порой, остро нуждаются в помощи сами, а с другой стороны, они должны уметь правильно взаимодействовать с зависимым в период реабилитации. Полезна и их общие совершаемые молитвы, усиливающие порыв людей в едином желании.

НЧ: Руководитель нашего клуба устраивает разные мероприятия для общества, например, велопаломничество. Или же представители клуба участвуют в Великорецком крестном ходе. Участвуют как со-зависимые, так и зависимые люди, под присмотром психолога. Кроме того, члены общества устраивают совместные арт-мероприятия, занимаются рукоделием. Все изделия затем продаются на благотворительных ярмарках… Работа клуба разносторонняя и интересная.

ВМ: Вспоминаю слова из 33 псалма: «Уклонися от зла и сотвори благо» (Пс. 33:15). Мало отучить человека от дурной привычки, надо занять его чем-то, чтобы он реализовал себя. Велопробеги, паломничество, творчество – направлены на то, чтобы заполнить пустоту после избавления от пагубной привычки. На первых порах, конечно, нужна медицинская и психологическая помощь а, далее необходимо помочь человеку «ресоциализироваться».

Миссия Церкви в современных условиях

НЧ: Мы начали говорить про современное миссионерство, про формы работы в Церкви… Но существуют ли церковные границы, за которые в своей деятельности выходить не стоит. Что можно, а что нельзя делать, вставая на путь общественного служения? Например, в сравнении с другими конфессиями, которые очень активно привлекают молодежь, в том числе через интернет, у нас все это происходит менее активно. Как вы относитесь к сторонникам прогрессивных подходов в миссионерстве? Скажем, проповедь о Христе вести на языке современной молодежи.

ВМ: Опускать уровень христианского учения до бытового языка – неправильно. Надо действовать с точностью до наоборот: стараться поднимать уровень духовного образования своих слушателей. Формы работы, которые сегодня предлагают миссионерские и молодежные церковные отделы необходимы и дают свои положительные результаты. Главное, чтобы они не расходились с Евангелием и святоотеческими учениями. Высокая нравственность и совесть должны подсказывать миссионеру как ему поступать. И обязательно нужно советоваться и соотносить свои действия с опытными в этом деле наставниками.

Конечно, нам не надо ходить на дискотеки или в бары для проповеди, но можно устраивать просветительские мероприятия, неформальные встречи, квесты, для повышения уровня образования и воспитания тех, кого мы зовем в лоно Церкви. Нам самим необходимо быть подвижными в смысле создания и развития новых форм взаимодействия Церкви с обществом. Надо проявить свою активность в развитии воскресных школ. Считаю полезным миссионерам находиться в спортивной среде, чтобы и там присутствовала нравственная составляющая. Спорт во многом помогает человеку формировать свой характер. Я сам занимался активно спортом, и считаю, что это занятие помогло мне стать более дисциплинированным, целеустремленным.

НЧ: Была у нас публикация о священнике-бодибилдере. Он занял III место на чемпионате. Реакция была неоднозначной. Но в то же время, масса невоцерковленных людей выступила с одобрением этой новости. У них стирается грань, что священники – это люди из другого мира. Оказывается, подобные события их приближают к Церкви. Хочется, чтобы Церковь была в нашей жизни всегда, а не так, что человек пришел на Литургию в воскресенье, и до следующих выходных забыл о ней. На приходах часто все зависит от отношения настоятеля к внебогослужебной деятельности, от его сил и возможностей.

ВМ: Ну, насчет бодибилдинга, мне кажется, это всё-таки перебор.. Спорт – это хорошо, но у священников должно быть чувство нравственных границ. Например, не обнажать свое тело на сцене..

Вообще, важно, чтобы наше современное духовенство ставило целью жизни прежде всего служение Богу, в том числе через соблюдение заповедей Божиих во всем! Богу – значит, и людям. И тогда Господь даст силы, возможности, любовь и мудрость.

НЧ: А где проходит грань между пастырским служением и административной работой?

ВМ: Любому настоятелю храма необходимо заниматься и той и другой деятельностью, но вся она прежде всего должна быть подкреплена словами из Св. Писания: Без меня не можете творить ничего (Ин. 15:5). Мудрость и понимание ситуации Господь дает человеку за его смирение и любовь. Если священник будет ответственно подходить к своему служению, пребывать с Богом, молиться, то он мудро рассудит до каких пор ему необходимо действовать как администратору, а где он должен быть прежде всего пастырем.

Путь к Богу

НЧ: Вы немало потрудились за свою жизнь во славу Божию. Но расскажите о своем первом шаге к вере. Как Вы пришли к Богу? Как впервые вошли в храм?

ВМ: Крещен я был в 11 лет. Семья была самая обычная. Родители не были воцерковлены, жили – как все. Поэтому, когда в 90-е годы отец начал посещать храм, я поначалу воспринимал его действия с некоторой иронией. Но, о Боге я плохо никогда не говорил, и старался жить, по совести, и в послушании у родителей. Надо сказать, что отец для меня всегда был авторитетом. И в поведении, и образе жизни, отношении к миру. Он был и остается другом для меня и сейчас. Во многом благодаря его примеру и молитвам я и пришел в храм. Сейчас он иеромонах и служит в монастыре.

Первое мое сознательное посещение храма состоялось в то время, когда я был студентом 3 курса Пермского государственного технического университета. Пришел вместе с отцом в храм Успенского женского монастыря в Перми. Тогда, 2 января, праздновался день памяти Иоанна Кронштадского. Начились длинные новогодние праздники, и я не знал, куда себя деть. Спортзал был закрыт, что же делать? Вот и пошел с отцом «за компанию» в храм, посмотреть, что там происходит. Пришли мы на вечернее богослужение, и вдруг, я начал как-то осознанно совершать крестное знамение, делать поклоны. Благодать Божия коснулась моего сердца. Вот тогда-то и были прочитаны первые духовные книги, такие как «Отец Арсений», «Душеполезные поучения преподобного Варсонофия Оптинского». Книги оказались в моих руках вовремя, я для них как раз созрел.

Помню, участвовали мы в соревнованиях по настольному теннису на первенство области. Я выступал за заводскую команду. И мы попали в финал. Против нас играла команда мастеров спорта, а наш состав – только кандидаты. Накануне я начал молиться, поставил свечку, попросил у Бога победы в турнире. И мы чудесным образом выиграли. Вот тогда я ощутил присутствие в жизни силы, которая всегда рядом и всегда поможет.

Мне очень полюбились монастырские богослужения. Значения текстов я, конечно, еще не понимал, но чувствовал умиление от песнопений и присутствие благодати. Эта призывающая благодать и дает человеку возможность почувствовать истинность Православия. После таких красивых служб сердце умягчается, и ты ощущаешь, с одной стороны, свою недостойность, а с другой – великое милосердие Божие, и это приносит духовную радость. Наверное, именно благодаря таким состояниям мученики шли на смерть, а подвижники трудились всю жизнь, чтобы это состояние обрести вновь. К счастью, Господь так устроил, что все мы, на земле, страдаем для пользы души. Но, именно в этих страданиях мы и прибегаем к Богу, и затем готовы меняться ради Его любви.

В студенческие годы меня многие не понимали. Спрашивали: зачем ты бороду начал отпускать и не ходишь с нами на вечеринки? А, у меня пропал интерес к развлечениям. Когда чувствуешь духовную радость, ее уже ничем не хочешь подменять. Поэтому я всегда с трепетом ждал воскресный день. Со службы выходил окрыленным. И это не неофитство, а ощущение призывающей благодати. Неофитство я всё-таки ассоциирую с ревностью не по разуму. А, я двигался очень спокойно, в подвиги не бросался. Помню свой первый Великий пост, я его даже не весь и выдержал.

Сильно на меня повлияло посещение Троице-Сергиевой Лавры и встреча с духовником, архимандритом Наумом (Байбородиным). Впервые я встретил человека, который видит тебя насквозь. От него я получил благословение доучиться в университете, на поступление в семинарию, в монастырь. События в ту пору для меня развивались очень быстро: из только начавшего ходить на службы прихожанина я за два года превратился в послушника монастыря в Новосибирске. А, затем Камчатка, Чукотка – это всего лишь за каких-то 18 лет моей жизни.

НЧ: А, кто был Вашим наставником в период становления?

ВМ: Мой первый наставник – архимандрит Стефан (Сексяев), наместник Богоявленского мужского монастыря в Перми, ему сейчас идет 83-й год. Он вел меня с самого начала, не подталкивая к принятию какого-то решения, а просто помогая воцерковляться. Конечно же, и мой отец (ныне иеромонах Андроник), сформировал мое отношение к жизни. Ну, а решающее значение в выборе монашеского пути сыграл архимандрит Наум.

В годы моего служения на Камчатке, архиепископ Петропавловский и Камчатский Артемий (ныне митрополит Хабаровский прим. ред.) был моим прямым наставником, в послушании которого я находился год до своего определения на Чукотку. У него я был и послушником, и секретарем епархии. Владыка Артемий потратил много времени и сил на мое воспитание (смеется). Он и не думал, что воспитывает будущего архиерея в моем лице, всегда относился как к сыну. А, я готов был с ним идти до конца жизни, быть верным помощником. А, вообще преподобные Оптинские старцы говорили: ничего не проси, и ни от чего не отказывайся. Если так идти по жизни, наверное, именно тогда Господь даст всю полноту понимания, ради чего ты здесь живешь.

Радости и трудности архиерейского служения

НЧ: С какими сложностями Вы встречались на пути Вашего служения в принятии тех или иных решений?

ВМ: Самым главным, и наверно трудным было решение ехать на послушание в Михайло-Архангельский монастырь села Козиха Новосибирской епархии. Из мира шагнуть в неизвестность, предать себя полностью в руки Божии было нелегко.

Перевод на Камчатку проходил для меня без особых потрясений, а вот на Чукотку – сложнее. Ведь когда ты на вторых ролях, всегда за спиной у владыки – это одно. Его окормление и авторитет очень помогали в сложных ситуациях. А, на Чукотке уже пришлось учиться самостоятельно решать задачи, справляться с проблемами. Тем более в таком нелегком для управления регионе. Погода в Анадыре, например, сегодня, по прогнозу -24. Но с учетом ветра ощущается как -36. Я был удивлен, когда приехал на Чукотку, и увидел гуляющих мам с колясками в 30-градусный мороз. Но, человек привыкает ко всему.

По приезде туда мне пришлось начать с самых простых организационных моментов: уборка территории вокруг епархиального управления, организации ежедневного богослужения в кафедральном соборе, потому что это основа церковной жизни, привлечения певчих на Чукотку, чтобы усилить хор кафедрального собора. При этом я привлекал певчих из числа педагогов, чтобы у них была возможность устроиться ещё и на работу в качестве музыкальных работников. Хлопотал о них в детских садах. Приходилось заниматься и такой работой. Задачи архиерея на Дальнем Востоке – очень разноплановые. Но, когда люди видят, что ты искренне стараешься, они начинают тянуться к тебе, приходят на службы в храм, спрашивают совета. Так, постепенно формируются общины.

В 2016-м году, после того как состоялась моя хиротония в Успенском соборе Кремля, мне надо было мне лететь на Чукотку как раз в новогодние праздники. Начали искать авиабилеты. А, их не оказалось. Аэропорт просто не работал с 30 декабря по 11 января! Здесь, в Москве, это трудно представить. Поэтому мне пришлось добираться до места служения через Камчатку. Там и встретили Рождество вместе с владыкой Артемием, а оттуда, военным бортом меня доставили на аэродром части в пос. Угольные Копи. Затем на огромном вездеходе привезли в Анадырь прямо к началу богослужения. Это было накануне праздника Обрезания Господня.

Я тогда еще не ощущал себя архиереем в полном смысле слова, но чувствовал, что стою на линии ответственности за Церковь, что обязан положительно повлиять на развитие духовной жизни в регионе. Поэтому брался за любые задачи. Был случай, что я приехал на богослужение в поселок, и вечером на службе не было певчего, поэтому и пел и читал сам, а служил священник.

НЧ: Удивительно, что у Вас, как архиерея есть редкое для наших дней качество неоторванности от жизни простых людей… может, потому что Вы достаточно молодой?

ВМ: Возможно, это связано с условиями всего моего служения. Например, когда мы строили в Новосибирске храм на территории монастыря в честь князя Владимира, жить приходилось в очень сложных условиях и строгом режиме. У нас, послушников, была комната 2 на 3 метра, и мы жили в ней втроем 8 лет! Вот так и отдыхали. Но, мы смирялись и были счастливы. Господь каждого ведет, помогает и готовит к будущей жизни. Если бы, конечно, я после Москвы попал на Чукотку, тогда другое дело. Было бы гораздо сложнее. А, после Сибири и Камчатки – довольно плавный переход.

НЧ: Учитывая Ваш опыт, скажите, какими качествами должен обладать современный епископ?

ВМ: Все качества епископа давно описаны в Апостоле. Мне больше нечего к этому добавить. Это идеал на все времена.

Вызовы времени и новые возможности

НЧ: Как Вы считаете, за последние десятилетия в духовно-нравственном отношении что-то изменилось в среде молодежи и старшего поколения?

ВМ: В последнее время, склонность людей к разного рода соблазнам губительным для души только увеличивается, в том числе это происходит посредством СМИ. Церковь пытается этому противостоять, как может. Ведь у нас тоже есть возможности, ими необходимо активно пользоваться. И, как говорит Святейший Патриарх, делать это надо, но так, чтобы потом не было стыдно перед Богом.

А, вообще, люди, конечно, меняются: тянутся к духовной жизни и стар и млад. Почувствовали настоящую свободу вероисповедания, после времен запретов и гонений. Да и многие теперь начинают понимать, где надо искать истину, неподдельную, настоящую любовь.

НЧ: Владыка, а как Вы относитесь к идее создания нашей соцсети «Елицы» для православных?

ВМ: Очень хорошо. Интернет стирает границы, и христиане десятков стран получают возможность общаться друг с другом в реальном времени, обмениваться фото и видео, обсуждать наболевшие проблемы. Где-нибудь на Чукотке, человек может стать участником каких-нибудь программ, и потому может почерпать для себя много положительного, получить возможность обмениваться мнениями. Особенно это важно для молодых людей, которые ещё на пути становления в том числе, духовно-нравственного, и которые идут в ногу со временем, активно используя соцсети.

НЧ: А, как к онлайн-требам относитесь? Ведь у человека, например, с той же Чукотки появляется возможность подать записку в знаковые для христиан святые места.

ВМ: Можно использовать и эту форму работы. Например, на Чукотке есть населенные пункты, в которых вообще нет храмов (и это при отсутствии дорог). Главное, чтобы человек чувствовал свою сопричастность, ощутил важное значение соборной молитвы.

Сам компьютер или интернет по своему предназначению нейтральны. Вопрос, как их использовать? На благо или во вред себе? Внутри самого человека должен создаться иммунитет к отрицательной информации. Это нужно в себе воспитывать, работать над этим.

НЧ: Как Вам удается находить специалистов на все направления деятельности?

ВМ: Господь приводит. Но, и сами с Божией помощью ищем и привлекаем.

НЧ: И напоследок: есть ли у Вас увлечения, в которых черпаете силы в свободные минуты?

ВМ: Свободных минут не так много. Но, я люблю пешие прогулки на свежем воздухе. Когда можно спокойно с молитвой поразмышлять и порадоваться красоте Божьего мира.

Беседовала: Наталья Чиж

Фото на обложке: А. Дмытрив

 

ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ИНТЕРВЬЮ СО ВЛАДЫКОЙ МАТФЕЕМ ЧИТАЙТЕ В НОВОМ НОМЕРЕ ВЛАДЫКИНСКОГО ВЕСТНИКА!