Интервью с настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине прот. Сергием Ткаченко


— О. Сергий, в России нет семьи, которую не затронула Отечественная война. Кто не пошел на фронт, тот трудился в тылу и обеспечивал фронт всем необходимым — от самолетов и танков до картошки с капустой. Дети-подростки не отставали от взрослых, и люди преклонных лет стремились внести свою лепту, если не могли трудом, помогали от своей пенсии. Расскажите, как жила Ваша семья в военные годы?

Ткаченко И. И. (1923-1993) участник ВОВ

— В моей семье были и фронтовики, и работники тыла. Есть погибшие. Отца призвали в первые месяцы войны. Он воевал в составе стрелкового полка, был командиром взвода конной разведки. Воевал на Южном, Северо-Кавказском фронтах и в Крыму, был четыре раза ранен. Последнее ранение получил под Керчью. Войну закончил в Румынии. Но это я узнал из документов, которые сейчас рассекретили, он сам о войне неохотно рассказывал. «А что рассказывать? — говорил. — Как ударят по нам — кони на деревьях, орудия перевернуты, сами еле живы». Перед войной он хотел жениться на моей маме, но пришлось идти на фронт. Я думаю, он воевал с мыслью о моей маме. Когда в 1943 году после очередного ранения он получил небольшой отпуск, то приехал в Москву делать маме предложение. Но ее отец тогда не дал своего согласия, сказал — сейчас не время, ты закончи войну, возвращайся, тогда поговорим. Папа вернулся на фронт, продолжал воевать, был еще раз ранен. Воевал, наверное, еще с большим рвением, получил орден Красной Звезды. В наградном листе написано, что он самоотверженно и мужественно гнал фашистов с родной земли. Еще бы, ему надо было покончить с ними побыстрее. Но сразу после окончания войны вернуться домой он не смог, их отправили на Украину для борьбы с бандеровцами. Только в 1947 году он демобилизовался.

— А Ваша мама во время войны находилась в Москве?

Ткаченко Е. И. (1925-1994) защитник Москвы

— У мамы своя военная история. Она родилась в многодетной семье. Жили они рядом с Даниловым монастырем, который мне довелось восстанавливать в 1980-е годы. Детей было пятеро — три сына и две дочери. Все дети были очень способные, особенно Михаил отличался в учебе. Семья жила небогато, одну комнату сдавали студентам. И Михаил, учась в 10 классе, стал помогать родителям — давал уроки своим сверстникам.

В начале войны старшие братья мамы Константин и Михаил ушли на фронт. Михаил был очень отважным человеком, он пошел в партизанский отряд и погиб в ноябре 1943 года. Константин прошел всю войну, получил звание лейтенанта и летом 1945 года был отправлен на 2-й Дальневосточный фронт. Там во время десантной операции руководил высадкой бойцов на остров Шимушу, проявил смелость и мужество. Когда в их корабль попал снаряд, Константин вместе со взводом бросился вплавь к берегу, но утонул. За эту операцию он был посмертно награжден орденом Отечественной войны II степени.

Младший брат моей мамы Владимир по возрасту не мог воевать, он пошел работать на завод. Поступил простым рабочим, а со временем стал душой завода, возглавил его профсоюзную организацию. С его мнением считались.

Моя мама Евдокия Ивановна тоже очень хорошо училась, и перед войной ее приняли на работу в Академию наук секретарем к академику Вавилову. А когда началась война, стала активно участвовать в обороне Москвы: строила оборонительные сооружения, защищала город во время воздушных налетов — дежурила на улицах, тушила зажигалки. За это мама была награждена медалью «За оборону Москвы». Такой медалью награждали военных, оборонявших столицу, и самых активных горожан.

— О. Сергий, Вы сын фронтовика. Война — это пролитие крови с двух сторон. Вы как священник не ощущаете боли за то, что и Ваш отец проливал кровь?

У Михаила Тимофеевича Калашникова

— Война — большой грех, на войне убивают по обе стороны фронта. У погибших есть матери, жены, невесты, друзья. Это большая боль для них. Мой отец потерял на фронте друга, его звали Сергей. Когда я родился, он назвал меня в честь своего друга, хотя я родился в день свт. Николая. Но рана от потери друга осталась в его сердце навсегда, и он назвал меня его именем. Да, убийство — тяжкий грех и невосполнимая утрата. И нашим отцам и дедам приходилось убивать. Но стали бы они это делать, если бы их семьям и стране не угрожала смертельная опасность? «Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15:13). И «Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет!» Вот мотивы, по которым они брали оружие и стреляли в своих сверстников по ту линию фронту. Человек должен становиться на защиту своей семьи, села, Отечества. Михаил Калашников создал свой знаменитый автомат. Это орудие убийства. Я спросил у него однажды, не тяжело ли ему от того, что его оружием люди убивают друг друга по всему миру? Он сказал — нет. Он создал автомат для защиты Родины и гордится этим. А те, кто использует его для нападения на других, дадут ответ на суде Божием. И все-таки убийство тяжело и для тех, кто справедливо защищает свою землю. Поэтому человечество должно делать все, чтобы не допускать кровопролития.

— В этом году мы отмечаем 75-летие Победы. Знаменательные даты располагают к подведению итогов, к осмыслению событий. Что можно сказать о нашей Победе сегодня, через 75 лет?

Иван Иосифович и Евдокия Ивановна

— Сегодня, через 75 лет, переписывают историю, и в мире раздаются голоса, что пора все забыть. В Европе сносят памятники советским воинам-освободителям, чтобы их подвиг стереть из памяти. В нашей стране раздаются голоса, что 9 Мая — это повод для траура и панихиды, а не для праздника. Но нашим народом этот день завоеван очень дорогой ценой. Нам этого не забыть. Как не забыты Куликовская битва и Бородинское сражение. Для нас это — великая Победа. Кто-то сдался Гитлеру за неделю, кто-то за месяц. А мы оказали сопротивление. Это в нашем духе. Участвовали в войне все национальности, и все были единым монолитным народом. Вместе победили фашизм, вместе, в едином порыве, восстановили страну, хозяйство. Была решимость, радость. Страна крепла и стала противовесом горячим головам на Западе, жаждавшим безраздельной власти. Но если нас не взяли силой оружия, то сейчас нас хотят одолеть в так называемой гибридной информационной и идеологической войне, через клевету, через попрание всех международных и человеческих норм и правил. Где теперь наш единый народ? Какими стали наши ценности под влиянием западной идеологии? Что стало с нашей некогда сильной и самодостаточной страной? Мы перешли в разряд развивающихся стран. С одной стороны, радость Победы. А с другой? Я прихожу к ветеранам, причащаю их, разговариваю с ними, с участниками войны. И они говорят — с одной стороны, радость, а с другой — ощущение поражения. Не удержали мы Победу. Не распознали коварства врага, не готовы были к идеологической войне. Нашему народу надо вспомнить и почувствовать себя победителем в борьбе со страшной фашистской идеологией, освободителем мира от коричневой чумы. А сейчас какая чума накрывает мир? Чума потребительства, распущенности нравов. Грех легализован и попирает добродетели. Сейчас в меньшинстве хорошие семьянины, трудолюбивые, честные люди.

Зоя Васильевна Блохина. Прошла всю войну.

Николай Сергеевич Куликов. Участник Сталинградской битвы.

Николай Яковлевич Ларичев. Труженик тыла. Художник-реставратор

 

 

 

 

 

 

 

 

Война не считается законченной, пока последний солдат не похоронен. Это значит, что наша война еще не закончена. Подвиг наших отцов, матерей должен нас вдохновить на отстаивание истинных ценностей. Они не жалели своего здоровья, сил, не держались за материальное благополучие. Шли на фронт и, не щадя живота, отстаивали право на жизнь своего народа. В Сталинградском сражении жизнь бойца длилась в среднем 15 минут. А сейчас у нас другая война и другой фронт. Мы сильны в рукопашной, должны стать сильными и в идеологии. Победа наших отцов должна сегодня заставить нас задуматься о том, что происходит, и организовать нас на отстаивание христианских ценностей, попрание которых губительно для всего рода человеческого. И мы должны в таком духе воспитывать своих детей. Хотелось бы, чтобы и государство нас на это направляло, укрепляло и организовывало. Чтобы отношение государства к своему народу — народу-победителю — изменилось. Мы патриоты, но патриотизм должен подпитываться уважением государства к своему народу, к старшему поколению и к тем, кто отстоял и восстановил разрушенную страну.

Всегда молюсь о наших победителях. Вечная им память, а живущим — здравие и спасение.