14 августа отмечаем празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице в честь победы в 1164 году великого князя Андрея Боголюбского в походе против поволжских болгар и греческого императора Михаила над сарацинами. Также в этот день празднуем Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня  — православный праздник, который начинает собой Успенский пост.

Происхождение Честных Древ

Пост этот, двухнедельный и строгий, подготавливает нас к празднованию Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии 28 августа.

На утрене, которая начнется вечером в субботу, после великого славословия – вынос Креста и поклонение ему по чину Крестопоклонной Недели.

В самый день праздника по окончании Божественной литургии совершается малое освящение воды. Вместе с освящением воды совершается освящение мёда.

В прежние времена после освящения меда в этот день угощали им всех желающих и в первую очередь раздавали мед бедным. В старину даже говорили, что «на первый спас и нищий медку попробует».

Сама по себе традиция освящения меда в этот день никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса. И, конечно же, эта благочестивая традиция не должна собой затмевать тот праздник, который отмечается Православной Церковью в этот день.

Они тебя вспросют, — ну, а сколько, скажут, у нас Спасов? А ты и не знаешь.

Три Спаса. Первый Спас — загибает он жёлтый от политуры палец, страшно  расплющенный, — медовый Спас, Крест выносят. Значит, лету конец, мёд можно выламывать, пчела не обижается… уж пошабашила.

Второй Спас, завтра который вот, — яблошный, Спас-Преображение, яблоки кропят. А почему? А вот. Адам-Ева согрешили, змей их яблоком обманул, а не велено было, от греха! А Христос возшёл на гору и освятил. С того и стали остерегаться. А который до окропенья поест, у того в животе червь заведётся, и холера бывает. А как окроплено, то безо вреда.

А третий Спас называется орешный, орехи поспели, после Успенья. У нас в селе крестный ход, икону Спаса носят, и все орехи грызут.  Бывало, батюшке насбираем мешок орехов, а он нам лапши молочной — для розговин…

 Иван Шмелёв. Лето Господне (1944)