Промысел Божий и жизнь человеческая

«Хотелось бы мне отменить расставанья,
Но без расставаний ведь не было б встреч».

( песня из к/ф «Сердца четырех»)

 

Рассказывают, что некогда блаженный Августин, размышляя о глубинах Промысла Божия, проходил берегом моря. Там он увидел ребенка, старательно переливающего ракушкой воду из моря в выкопанную им ямку. «Что ты делаешь? – вопросил святой. — «Хочу перелить море». «Но это же невозможно!» — «А как ты хочешь своим убогим разумом постигнуть неизреченные судьбы Божии…» Действительно, кто может ответить на вопрос, в чем Промысел Божий для каждого человека. Зачастую ответ нам становится ясным только по истечении времени, когда, словно в детском пазле, разрозненные картинки собираются воедино. Как это происходит – наш рассказ.

На северо-востоке Москвы, на небольшом островке среди шумного Алтуфьевского шоссе, вечно загруженного Сигнального проезда и линии Малого кольца Окружной железной дороги вот уже более полутора веков стоит храм Рождества Богородицы во Владыкине. Его история богата яркими страницами, в нем служили Первосвятители Церкви Русской, в нем молились Российские самодержцы

В храме сохранилось множество старинных намоленных чудотворных икон Божией Матери: Смоленская, Казанская, «Скоропослушница», угодников Божиих: преподобного Серафима Саровского и Сергия Радонежского. Храм внес свою лепту в Собор новомучеников и исповедников земли Русской – в 1937 году отсюда на Бутовскую Голгофу отправились настоятель протоиерей Иоанн Хрусталев, протодиакон Сергий Станиславлев и псаломщик Николай Некрасов. Ежедневно в храме совершается богослужение, приносится Бескровная Жертва, творится молитва о мире всего мира, благостоянии Церквей, временех мирных. Но не только этим славен храм во Владыкине.

По благословению настоятеля протоиерея Сергия Ткаченко здесь активно развивается приходская жизнь: молодежная, социальная, катехизическая работа. Но особое внимание уделяется здесь миссионерскому служению – отец Сергий является активным членом епархиальной Миссионерской комиссии и привлекает к своим трудам клириков и прихожан храма.


Несколько лет тому назад в храме Рождества Богородицы появился новый чтец-алтарник Андрей Литвиненко. Выпускник Белгородской духовной семинарии, имеющей миссионерскую направленность, он долго не мог найти достойное применение полученным знаниям. Богатырская фигура Андрея сразу привлекла внимание прихожан, а его ревностное отношение к службе Божией иногда, как казалось, перехлестывало через край.
«Я увидел его стремление к благовестию, — вспоминает настоятель храма, — но оно не было подкреплено духовным опытом. Поэтому я поручил опытным священнослужителям поговорить с ним, предостеречь его от неофитского задора, а в дальнейшем, для практики, поручил ему миссионерские беседы с приходящими ко Крещению».

С течением времени Андрей стяжал начатки столь необходимой в любом церковном служении мудрости. Его беседы уже не были столь прямолинейными, он увидел, что жизнь отнюдь не укладывается в рамки привычной схемы: «грех – праведность». По благословению настоятеля он стал готовить миссионерские листки, которые раздавались прихожанам в дни праздников. На церковном дворе после воскресной литургии за чашкой чая из самовара он вел неформальные беседы о вере, о Таинствах, о жизни Церкви. Это начинание продолжается во Владыкине и поныне.

Но пришло время, и по благословению своего духовника Андрей оставил Москву и переехал в Тверь. Здесь митрополитом Тверским и Кашинским Виктором он был рукоположен во диакона к Казанскому храму во Власьеве и назначен членом епархиальной Миссионерской комиссии. Немалую роль в этом решении владыки сыграла подготовка, которую диакон Андрей получил во храме Рождества Богородицы во Владыкине.


Отец Сергий настоятельствует здесь уже более десяти лет. В самом начале своего служения во Владыкине он привлек к богослужениям своего духовного сына Максима Герба. Максим читал и пел на клиросе, а потом, стремясь в полноте послужить Церкви Христовой, подал прошение о рукоположении в диаконский сан. «Не сразу Священноначалие приняло решение о хиротонии отца Максима, — рассказывает отец Сергий, — но его желание служить Престолу Божию все-таки превозмогло. Я дал ему ответственное послушание посещения учреждений здравоохранения, и он на протяжении целого ряда лет регулярно бывал в Центре Склифосовского, госпитале для ветеранов, других местах».


Служение в социальных учреждениях вполне сродни миссионерскому. Всякий, кто хотя бы раз побывал в них в качестве пациента, знает, как важно там слово утешения, слово любви, слово радости о Господе. Отец Максим нес свет Истинный, который просвещает всякого человека, приходящего в мир (Ин. 1:9), но его душа стремилась дальше. Свой недолгий отпуск он проводил в дальнем скиту на древней земле Алтая под руководством скитоначальника иеромонаха Каллистрата.

День 10 ноября 2013 года стал особенным для Владыкинского храма. В этот день Божественную литургию в храме возглавил, впервые в XXI веке, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. За литургией состоялась хиротония отца Каллистрата во епископа Горноалтайского и Чемальского. Новосозданная епархия требовала новых клириков. Именно поэтому отец Максим обратился к епископу Каллистрату с прошением переводе в клир Горноалтайской епархии. Там и нашел он свое миссионерское призвание.
Так всего за один год из храма во Владыкине два диакона отправились на миссионерское служение далеко за пределы стольного града. Но и здесь, в Москве, эта деятельность не менее востребована.

Каждый приходящий в храм Рождества Богородицы встречает уважение и любовь. Но для служащих в нем это сочетается с требовательностью. Тем не менее, семь – восемь юношей регулярно помогают за воскресной литургией, хотя многие из них уже сделали свой выбор профессии. А для Владимира Толстого его гражданская работа стала ступенью к церковному служению.


«В свое время Владимир активно помогал в алтаре храма-часовни на Каргопольской улице,- говорит отец Сергий. – Потом он перешел к нам в храм и здесь трудится столь же ревностно и усердно. На Сергиевских чтениях в викариатстве именно он представлял наш приход, выступив там с докладом о паломничестве к скитам Свято-Троицкой Сергиевой лавры». Владимир продолжает обучение в Сретенской духовной семинарии и совсем недавно сбылась его мечта. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла архиепископом Верейским Евгением, ректором Московских духовных школ, он был рукоположен во диакона.


Как сложится его путь в Церкви – сейчас сказать невозможно. Ясно только, что миссионерская школа Владыкинского прихода дала ему верное направление движения.
Храм во Владыкине известен своими частыми паломническими поездками. Регулярны посещения Санкт-Петербурга и пригородов, Троице-Сергиевой Лавры, других святых мест России и зарубежья. В октябре 2012 года настоятель и прихожане храма участвовали в организованной по благословению епископа Подольского Тихона поездке по семи Церквям Апокалипсиса.

Паломники побывали в местах, описанных тайновидцем апостолом Иоанном Богословом, в древней Каппадокии и иных местах на территории нынешней Турции. Среди путешественников был и молодой сотрудник Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии Георгий Видякин. Именно тогда отец Сергий познакомился с прекрасно знающим греческий язык выпускником ПСТГУ. Этот дар языков он стяжал на земле Эллады, где несколько лет прожил вместе с родителями.


Прошло совсем немного времени и Георгий подал прошение о рукоположении в сан диакона. Указом Святейшего Патриарха Кирилла он был направлен в храм Рождества Богородицы во Владыкине. Здесь его стремление к миссионерским трудам нашло обширное применение. «В нашем приходе отцу Георгию поручено проведение миссионерско-катехизических курсов для взрослых, — отмечает настоятель. – Несмотря на относительную молодость, он специализируется по византийской истории и литургике, пишет диссертацию в Институте всеобщей истории РАН. Его беседы всегда интересны нашим прихожанам».


Деятельность отца Георгия не осталась незамеченной. На собрании клириков стольного града Москвы он был избран членом епархиальной Миссионерской комиссии. Для недавно рукоположенного клирика это большая честь и серьезная заявка на будущее.
Так видим мы, как два диакона, Владимир Толстой и Георгий Видякин, несут послушание в Москве. Здесь нашли они поле для своих трудов, здесь они неустанно трудятся в благовестии Христове.
В чем же Промысел Божий в судьбе этих священнослужителей? Каждый из них прошел через древние стены Владыкинского храма, каждый из них служил у осененного полуторавековой благодатью престола. И ныне несут они свое миссионерское служение в разных местах России. Но каждый из них всегда рад вернуться в родное гнездо и здесь, у чудотворной Смоленской иконы, помолиться о спасении душ человеческих в раздираемом скорбями и нестроениями мире. Поэтому мы видим, что, несмотря на столь разный путь, всех их объединяет одно – служение Богу и людям, миссионерские труды на благо Церкви и Отечества.