10 ноября 2013 года, в неделю 20-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине в Москве.


По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словами проповеди:


Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец Сергий, настоятель сего святого храма! Представители местных властей, дорогие отцы, братья и сестры!

Я всех вас сердечно поздравляю с воскресным днем и радуюсь, что Господь привел меня сегодня в этот святой храм.

Храм этот один из самых замечательных в Москве. Помимо того что его история связана с тремя Патриархами — Никоном, Иоакимом и Адрианом, он известен еще и тем, что чудом Божиим, вероятно по особым молитвам ко Господу, которые возносились в этот храме как в древние, так и в новые времена, он не подвергся ни разрушению, ни закрытию. Это было действительно Божиим чудом, потому что грозное веяние страшных гонений ХХ века не обошло стороной и этот храм. Мы знаем, что в 1937 году был расстрелян отец Иоанн Хрусталев, настоятель сего святого храма, вместе с двумя священнослужителями. Я хотел бы поблагодарить всех вас за то, что бережно сохраняется память об этих священномучениках, которые остались верными Христу даже до смерти и не ушли в небытие, как того хотели гонители, но пребывают с нами — через молитвенное обращение к ним и через их невидимое, но реальное соучастие в жизни этой святой общины.

Знаем, что именно в том страшном 1937 году над храмом после ареста и расстрела настоятеля и части клира нависла угроза закрытия и, может быть, уничтожения. Но по милости Божией, которая является не чем иным, как проявлением особой Божественной любви к сему месту, совершается чудо, и храм этот даже не закрывается. Затем несколько раз предпринимались попытки его закрыть, но замечательный староста, который был здесь в то время, умел добрым и умным словом отвести руку гонителей. Патриархи Тихон, Сергий и Алексий I, принимая во внимание особые заслуги раба Божия Василия, старосты этого храма, вручали ему свои грамоты. Те грамоты дорогого стоили — они вручались во время гонений и вручались за подвиг, за несомненный риск жизнью, за готовность умереть вместе с другими во имя Христово.

Знаем, что и в более поздние времена, в 70-е годы, когда, казалось бы, уже не было опасности закрытия, возникла другая опасность, связанная с прокладкой скоростной дороги рядом с храмом. План предполагал снесение этого храма, но опять-таки по молитвам клира и прихожан Господь остановил руку разрушителей, и путепровод прошел рядом, не задев храма.

Я хотел бы сердечно поблагодарить Вас, отец Сергий, и клир храма за труды, которые вы несете, и за труды, которые осуществляются в сфере благотворительности и социального служения. Не буду перечислять все это, потому что прихожане знают лучше меня, но я был тронут, познакомившись с тем большим списком дел, которые совершаются здесь на постоянной основе. Важно, что даже средства собираются для того, чтобы помогать нуждающимся — тем, кто пишет записочки и обращается с просьбой о помощи. Так и должны поступать христиане.

Иногда нам говорят: вы не тем даете деньги. Приходит какой-то плохо одетый человек и говорит, что у него украли деньги и что он не может доехать на поезде до дома. Раздаются голоса: не надо ему давать денег, он пьяница, он их пропьет, никакого билета он не терял. Но нам не следует слушать эти голоса — мы должны ответить. Может быть, не в том объеме, в каком нас просят, но дать столько, сколько можем, потому что от сердца даваемая жертва способна, в том числе, пробудить совесть у человека, если он обманывает. Я знаю много случаев, когда люди впоследствии приходили и каялись и говорили, что та небольшая помощь перевернула все в их жизни, и они поняли, что есть люди, способные поверить и поддержать, и как грешно, как тяжело обманывать тех, кто протягивает руку помощи.

Из всех добрых дел, которые вы здесь совершаете, я остановился именно на этом, поскольку часто оказывается, что именно такой простой помощи мы и не оказываем. Еще раз хочу сказать: никто нас не заставляет на 100% отвечать на подобные просьбы, особенно если есть сомнения. Но даже дав меньше того, что просят, мы делаем по совести то, что должны делать.

Думаю, ваше служение является добрым примером и для всех прихожан, ведь к каждому из нас обращаются за помощью. Часто это совсем незначительная просьба, исполнить которую легко; а иногда и такая, которую исполнить трудно. Как же на нее реагировать? А реагировать нужно в простоте сердца и с честностью, с любовью сделать то, что в наших силах. От нас никто не требует сверхусилий, никто не требует отдавать последнее, но от нас требуется ответить человеку на его просьбу.

Именно так поступали наши благочестивые предки. Я помню, как у храмов в тяжелые послевоенные годы выстраивались вереницы нищих. Таких людей иногда бывало больше сотни, и они стояли именно у храма, потому что другого места не было. Благочестивые люди давали по копеечке каждому, и, может быть, эти копеечки спасали жизнь тех, кто нуждался в нашей помощи.

А если распространить сказанное на другие области нашей жизни, ведь нас просят не только помочь материально, не только деньги дать? Иногда нас просят походатайствовать, помочь в каких-то жизненных обстоятельствах. Проще всего сказать: я не могу. Но это слово может ранить, а иногда и убить человека. Если не можем сделать, то хотя бы словом должны утешить. Это всегда непросто, всегда нужно что-то от себя отдать, чем-то пожертвовать — временем, внутренней энергией, духовной силой; но именно такого ответа и ждет от нас Бог.

В сегодняшнем евангельском чтении говорилось об исцелении Гадаринского бесноватого (Лк. 8:26-39). Удивительная история. Этот человек был, как мы бы теперь сказали, социально опасен, его заковывали в кандалы, но он разрывал их невероятной, нечеловеческой силой, и он жил во гробах, то есть в пещерах, потому что не мог жить среди людей. Несомненно, он наводил ужас на всю окрестность, и вот Господь исцеляет этого страшного человека. Он мирно и спокойно стоит рядом со Своим Избавителем, и приходят жители Гадаринской страны и видят то, что случилось. Казалось бы, нужно благодарить Того, Кто избавил их от этого сумасшедшего тирана, Кто сбросил с них эту тяжесть, — но они говорят Спасителю, чтобы Он ушел от них.

Некоторые в этом усматривают их скорбь по потонувшему в морской пучине стаду свиней, в которых вошли изгнанные Спасителем бесы. Но, скорее всего, основная причина была иной — чудо, которое совершил Христос, было огромной силы вызовом для этих людей. Этим чудом Он вторгся в их жизнь, он разрушил устоявшуюся систему их взглядов и убеждений. Своим поступком Он потребовал от них ответа на доброделание, к которому они были не готовы. Они не были готовы разорвать эту цепь привычных событий, они не были готовы выйти за пределы своей обыденности и тем более они не были готовы пересмотреть свою собственную жизнь и начать жить иначе.

Господь обращается к нам не менее требовательно, чем Он обратился к Гадаринским жителям. Иногда Он исцеляет на наших глазах или исцеляет нас самих, иногда совершает чудеса, ведя нас Ему одному ведомым путем по жизни, проводя через испытания и скорби, а потом помогая их преодолеть. Иногда Господь совершает чудеса, круто меняя движение человеческой истории, опять-таки по замыслу, который только Он знает. В каждый момент истории род человеческий сталкивается с тем самым вызовом, который был брошен Гадаринским жителям, и отвечают люди по-разному. Одни с радостью открывают свое сердце Господу, идут навстречу Ему, стремятся изменить свою жизнь, понимая: то, что им открылось в этой встрече с Богом, является самым важным, самым сильным, самым убедительным; и эта встреча становится духовной доминантой всей жизни.

Но есть и те, кто говорит, если не словами, то мысленно: уйди от меня; а если и не говорят, то сами поворачиваются к Богу спиной. Не потому что они испугались, не потому что они поражены чем-то, а потому что привычный образ жизни мешает принять Божественный вызов. Сила слова Божия, как обоюдоострый нож, проникает даже до разделения души и духа, как говорит Писание (см. Евр. 4:12). «Я принес не мир, но меч», — говорит Господь (см. Мф. 10:34) — именно в том смысле, что Его слово разделяет людей. Одни принимают Его с радостью и любовью, другие со страхом, недоумением или раздражением отворачиваются, самих себя убеждая в том, что никакого Бога нет, а за всем этим — желание сохранить свою жизнь без перемен. «Живу в грехе, в глубине души понимаю, что это плохо, но противлюсь голосу своей совести и убеждаю себя в том, что это нормально. Когда же слышу слово Божие, понимаю, что если приму его всем сердцем и умом, то нужно будет оставить грех, пересмотреть свою жизнь, — а на это уже никаких сил нет…» И если одни с сокрушением свидетельствуют перед Богом: «нет сил оставить грех, Боже, милостив будь ко мне, грешному», — у них остается надежда на спасение. Но те, кто говорят: «я прав, я не хочу слышать этот Божественный голос», — повторяют то, что сделали жители Гадаринской местности.

Пусть Господь соделает нас способными слышать Его голос и откликаться на Его Божественный призыв. Как был спасен от власти темной силы бесноватый, так и мы через послушание Богу обретаем свободу, обретаем способность и возможность следовать за Христом, как последовал за Ним бесноватый в Гадаринской стране. Аминь.