Социальное служение Церкви является одной из наиболее важных составляющих ее общественной деятельности. В нем наиболее полно реализуются заповеди Христа Спасителя о помощи нуждающимся, обездоленным, лишенных крова и пищи: тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его : приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25, 34-40). С любовью исполняя эту заповедь, христианин сам убеждается в правоте слов апостола: Вера без дел мертва (Иак. 2, 20).

Конечно, было бы неправильно сводить к социальной работе всю многогранную жизнь Церкви. Как Богочеловеческий организм, основанный Господом Иисусом Христом, Церковь ставит своей целью спасение человека. Именно для этого и совершается в мире и для мира социальное служение.

В Русской Православной Церкви общую координацию этой деятельности осуществляет Синодальный отдел по благотворительности и социальному служению.

Соответственно, и в епархии г. Москвы, и в Северо-Восточном столичном викариатстве, созданы аналогичные структуры, в задачу которых входит объединение усилий приходских активистов и общественных объединений в этой области. В приходе Рождества Богородицы во Владыкине эту роль выполняет социальная служба прихода, возглавляемая Еленой Климовой.

— Наш храм – особенный, — рассказывает настоятель храма протоиерей Сергий Ткаченко. – Он не расположен на оживленной городской магистрали, вокруг него нет многоэтажных домов, но он имеет свою богатую историю, которая оказывает свое влияние на приходящих в него. В течение десятилетий это был практически единственный храм в северной части Москвы, и сейчас, когда те, кто был здесь крещен, воцерковлен, повенчан, даже если они давно уже переселились в другие районы, не забывают нашу церковь. «Мы крестились здесь, и будем ходить сюда, хотя и рядом с нами есть другие храмы», — такую фразу нередко приходится слышать от постоянных прихожан храма. Поэтому мы очень дорожим нашими прихожанами, которые сознательно выбрали наш храм как место своего духовного подвига.

Другая особенность нашего храма – расположенный рядом Центр социальной адаптации. По сути это – гостиница для лиц, временно лишившихся крова. Там им предоставляют ночлег, некоторое питание, но все это не решает радикально их проблем. Подходя к храму, мы видим до десяти человек, просящих подаяние. Кто-то из них – подопечные этого Центра, а некоторые вообще ночуют на улице…

Надо сказать, что проблема социализации людей, оказавшихся в столь затруднительной ситуации не нова ни для Русской Православной Церкви, ни для нашего, и не только, общества. В разное время для решения ее предлагались разные способы: от радикального уничтожения нищих в средневековой Англии, до попыток включить этих людей в жизнь общества.

Как православные христиане мы не можем равнодушно пройти мимо наших страдающих собратьев, — продолжает отец Сергий. – Поэтому нам необходимо придумать какие-то решения этой проблемы. Совместно с нашим социальным работником Е. Климовой, приходским психологом А. Бердичевским, заинтересованными клириками и прихожанами мы обсудили этот непростой вопрос. И вот что получилось.

Маленький экскурс в сторону. Одним из любимейших святых отца Сергия является святой праведный Иоанн Кронштадтский. В своих проповедях, беседах, поучениях он всегда предлагает слушателям брать пример с этого удивительного святого, столь близкого нам и по времени, и по духу. И естественно, что опыт социального служение отца Иоанна не мог не быть использован в приходской практике во Владыкине.

Как известно, Кронштадт – место служения святого праведного Иоанна – был местом крайне неблагополучным. В него высылались из столицы империи Санкт-Петербурга деклассированные и неблагонадежные граждане, там ожидали новых морских походов матросы, проводящие свободное время в распутстве и пьянстве, там пышным цветом расцветала проституция и другие чудовищные пороки. Рассказывают, что городу было небезопасно ходить не только вечером, но и при свете дня. И именно в этой среде и начал свои труды святой праведник.

В 1872 году он писал в газету «Кронштадтский вестник»: «Кому не известны рои кронштадтских нищих: мещан, женщин и детей разного возраста? Кто не видал того, что между нищими… есть много людей людей, молодых и здоровых, трясущихся у преддверия храмов или у лавок и заборов в ожидании подаяния». Отец Иоанн предложил не просто ограничиваться подаянием, но приучать этих людей к другому образу жизни. И вот, не сразу, но постепенно, его идеи о возвращении погрязших в пороках людей в общество пробили себе дорогу. В октябре 1882 г. в торжественной обстановке был открыт Дом трудолюбия. Живущие там, получая кров и питание, трудились на благо общества, привыкая зарабатывать на жизнь своим трудом. Конечно, не все выдерживали, многие срывались, но в целом, это начинание оказалось полезным и нужным, так что скоро и в других городах страны появились такие же Дома трудолюбия.

— У нас нет возможности построить подобный Дом трудолюбия, — продолжает отец Сергий. – Но в данном случае это и не важно. Мы почерпнули у Иоанна Кронштадтского пастыря главное – мало только дать человеку денег или пищи, надо постараться переделать его мировоззрение, показать, что жить так, как он привык, не соответствует величию Божия замысла о человеке.

Первые попытки поначалу показались удачными. Люди, долгое время просившие милостыню, принялись убирать прихрамовую территорию, помогать в строительных и других работах. Но запала их хватило ненадолго. Через какое-то время, увидев, что их жизнь не изменилась «по щучьему велению», многие охладели к трудам. А когда рядом оказались те, кто и не думал исправляться, кто считает нормой такой, не боимся сказать, паразитический образ жизни – весьма существенная часть вернулась к привычному образу жизни.

— Работа с людьми должна быть индивидуальной, — считает отец Сергий. – И тогда мы стали искать среди наших подопечных тех, кто мог бы отозваться на личный призыв Христа: Иди за Мной (Мф. 8, 22). Я не могу сказать, как это происходило – об этом знает лишь Господь. Но главное – наши старания увенчались пусть малым, но успехом.

Среди просящих подаяние Василий ничем необычным не выделялся. Также стоял у паперти, нередко пахло от него перегаром. Но благодать Божия как-то коснулась его и медленно, но верно, начался процесс его перерождения.

— Мы предложили ему привести себя в порядок, — рассказывает Елена Климова. – Его подстригли, вымыли, дали нормальную одежду. Но самое главное, быть может именно то, что было упущено раньше, — он начал регулярно посещать церковные службы, а, в конце концов, собравшись с силами, попросил поисповедоваться.

— Это было непросто – исповедовать человека, весьма существенную часть своей биографии проведшего вне социума, — делится опытом отец Сергий. – Но Василий понимал, что это поможет ему выбраться из той духовной трясины, в которой он оказался в результате своей греховной жизни. Такое стремление освободиться от греха нечасто можно встретить даже в часто посещающих храм прихожанах. Поэтому я с большим облегчением и духовной радостью прочел над ним разрешительную молитву,

А потом наступил великий день. Василий молился накануне за Всенощным бдением, затем за Божественной литургией и в конце ее приступил к Святым Таинам Христовым. Фактически это было его первое сознательное приобщение Источнику всех благ – Господу Богу.

Но на этом его жизнь не остановилась. Василий был направлен на лечение в больницу святителя Алексия. На сегодняшний день он живёт и благополучно трудится в Доме трудолюбия в с.Щербинка.

Простая история, но сколько в ней поучительного! Здесь есть место и греху, и покаянию, и светлым, и темным страницам. Но видим, что благодать Божия превозмогла человеческую немощь и вырвала душу раба Божия Василия из бездны.

Но есть и другие примеры, не такие радужные. Среди стоящих на паперти выделялась своей богатырской фигурой и командным голосом Елена. Она была как бы атаманом, которую беспрекословно слушались все просящие милостыню.

— Елена совсем не была обездоленной в классическом понимании этого слова, — рассказывает о ней Елена Климова. — У нее были сын и дочь, она получала пенсию и вполне могла бы жить не хуже многих пенсионеров. Но тяга к ложно понимаемой «свободе» оказалась сильнее.

Рождественские морозы в 2017 году были особенно сильны. Столбик термометра опускался ниже 30 градусов Цельсия. Когда приехавшая по вызову приходской социальной службы «Скорая помощь» предложила отвезти Елену в больницу она отказалась, но не потому, что боялась врачей или не хотела лечиться. Ее отталкивала сама идея дисциплины, пусть даже направленная на благие для нее цели. Эту ночь Елена не пережила.

— Нам остается только молиться о том, чтобы Всемилостивый Господь покрыл Своей любовью ее согрешения, — со скорбью говорит Елена Климова. – Но ее урок очень важен для нас. Ведь он хорошо показал, каков может быть конец человека, сознательно оттолкнувшего руку помощи Церкви.

Два человека – две судьбы. Каждый из них сознательно выбрал свой путь: один – в единстве со Христом, другая – в одиночества, без Христа и Церкви. Не станем ни идеализировать Василия, ни порицать Елену, у каждого из них, да и у нас, свои достоинства и недостатки. Но думается, что эти примеры заставят задуматься многих.

Социальное служение – важная часть приходской работы во Владыкине. Хочется верить, что описанный опыт ляжет в копилку духовного опыта и поможет многим в решении столь, к сожалению, актуальной проблемы социализации наших обездоленных сограждан.