С Таинством соборования связано большое количество суеверий. Например, думают, что соборуют обычно перед смертью, а значит после принятия этого Таинства вскоре закончишь свои дни. Или, также из невежественных домыслов, будто бы с Елеосвящением связаны какие-то особые обеты — например, что после соборования надо уходить в монастырь, что нельзя вступать в брак с принявшим помазание и вообще следует проводить жизнь свою в постоянном посте. Все это вымыслы, не имеющие под собой никакой почвы, требуют развенчания, поскольку смущают многих, тем самым лишая человека этого благодатного лекарства, дарованного нам Господом. Ни Св. Писание, ни Св. Предание, ни учение св. отцов, ни догматы Елеосвящения, его древние уставы, нынешний богослужебный чин, ни исторические примеры церковной жизни в древности на самом деле не возлагают на елеосвященных никаких особых обетов равно как и обязанностей.

     Что же на самом деле происходит во время этого Таинства и в чем его значение?

       Елеосвящение — Таинство, в котором при помазании больного освященным елеем (маслом) призывается на больного благодать Божия для исцеления его от телесных и душевных болезней. В чине елеосвящения читаются молитвы как об исцелении болящего, так и об избавлении от грехов. По учению церкви, источник большинства болезней заключается в грехе. Спаситель прямо указывал расслабленному на источник болезни, говоря: Чадо, прощаются тебе грехи твои (Мк. 2, 3-11). Аналогично соотносит грех и телесную немощь  ап. Иаков, который, говоря об исцелении болящего через помазание елеем и молитву, замечает, что вместе с тем отпускаются исцеленному грехи его (Иак. 5,15).

        Как известно, для прощения грехов есть Таинство покаяния — исповедь. Но не все причины болезни могут быть видны человеку — некоторые скрыты от суда совести. Часто бывает, что человек на исповеди не придает значения всем своим делам и помышлениям, просто не замечая их и не искренне не считая грехом. Тем не менее эти грехи ложатся на душу тяжелым бременем. Для врачевания их служит Таинство соборования.

     Ради молитв Церкви во время елеосвящения отпускаются особые грехи, разрешения которых человек не мог получить в Таинстве покаяния:

  • грехи давние, забытые и неисповеданные, при условии, однако, общего покаянного настроения;
  • грехи, совершенные в неведении;
  • грехи, ставшие причиной болезни, но о которых болящий не подозревал;
  • грехи, которые больной по тяжелой немощи своей, не в состоянии рассказать священнику, или не может уже загладить их добрыми делами;

      Отсюда становится понятным, чем отличается Елеосвящение от Таинства покаяния. В покаянии оставляются грехи, исповеданные самим кающимся, елеосвящаемому же отпускаются грехи, которые никогда не были очищены исповедью не по желанию их скрывать, а по забвению.

     Елеосвящение может не принести пользы болящему из-за неверия и недостоинства его. Кто желает в болезни получить духовную помощь, тот сначала должен укрепить веру в предлагаемую благодатью помощь, и потом да просит верою, ничтоже сумняшеся.

      Нельзя понимать это таинство как нечто, заменяющее собой «дерево жизни» и обязательно дающее выздоровление. По учению Церкви, тело не всегда получает исцеление, но прощение грехов всегда даруется душе кающегося. Человек, испытавший целительную силу Таинства елеосвящения, утверждает себя в любви и доверии ко Господу. Живем или умираем, — всегда Господни (Рим. 14, 7-8).

      Начало Елеопомазания как Таинства положено Самим Господом, чьи ученики врачевали тела больных помазанием елея: Мазаху маслом многия недужныя, и исцелеваху (Мк. 6, 13)

      Таинство елеопомазания преподается только православным. Не могут собороваться иноверцы, инославные, вероотступники, исключенные из церковного общения, ожесточенные и нераскаявшиеся грешники, а также лица, исполняющие епитимью и временно отстраненные от Таинств Церкви. Единственным исключением для них является угроза близкой кончины. В этом случае они сподобляются последнего напутствия, то есть Исповеди, Елеосвящения и Причастия. Если умирающий выздоравливает, то вновь возвращается к исполнению церковной дисциплины.

         Таинство елеосвящения не может быть преподано больным, которые находятся в сумасшествии. А также больным по собственной злой воле — намеренное членовредительство, покушении на самоубийство, ранения в драках и иных преступных действиях и тому подобные болезни. Также невозможно совершать Таинство над больными, которые находятся в бессознательном состоянии и над людьми, которые, находясь в здравом уме, не желают принимать его, отказываются или противодействуют его совершению. Аналогично Таинство  соборования не совершается над умершими. 

     Таинство может быть повторяемо над одним и тем же лицом, но не вовремя одной и той же продолжающейся болезни.

        Таинство елеосвящения не может быть совершено над младенцами — детьми до 7 лет. Младенческому возрасту грехи не вменяются Богом и покаяние для них не положено Св. Церковью.

Если Вы хотите собороваться

     Для того чтобы принять участие в этом таинстве, Вам следует узнать расписание соборования в храме (обычно это бывает в Великий пост). Прийти в храм лучше немного загодя, чтобы успеть записать свое имя и купить свечу (при возможности побольше, чтобы хватило на все совершение таинства) — и то, и другое — за свечным ящиком. Как правило стоимость соборования — это размер Вашего пожертвования, но в некоторых храмах установлены конкретные цены, поэтому просто спросите, сколько это стоит. С собой возьмите бумажные салфетки или носовые платки, чтобы ими протирать избытки елея. Салфетки впоследствии полагается сжечь — либо дома, либо сдать их в храме для сжигания.