Христос очень любил своего друга Лазаря и, подходя к гробнице, где уже четыре дня покоилось его бездыханное тело, прослезился. Вместе с учениками Он пришел к пещере и сказал окружающим его людям, чтобы отвалили камень, закрывающий вход. На что Марфа возразила, что брат ее уже «четырехдневный» и смердит. Иисус напомнил ей о беседе по дороге в Вифанию: «Не сказал ли Я тебе, что, если уверуешь, увидишь славу Божию?» И тогда камень отвалили.

Стоя перед открытой гробницей, Спаситель начал молиться: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [сие] для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон».

После молитвы Христа из пещеры вышел Лазарь, «обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами», с лицом, обвязанным платком. Иисус повелел развязать его.


После этого чудесного воскрешения Лазарь стал епископом, проповедовал христианство и прожил еще тридцать лет. Сегодня в храме, где проповедовал Лазарь, у самого алтаря есть икона. На ней изображен Святой Лазарь, а по бокам от него две его сестры Марфа и Мария.


В этот момент иудейское священноначание испугалось и: «c этого дня положили убить Его».

Церковь почитает воскрешение Лазаря как одно из самых важных, знаковых чудес, совершенных Христом за время Его земного пути. Это символ того, что Господу подвластно все — и жизнь, и смерть человека. Это надежда на то, что всех верующих во Христа и исполняющих Его заповеди ждет воскресение. Это чудо — свидетельство того, что Господь любит каждого из нас.


В этот день заготавливают вербовые прутики, которые потом нужно освятить в церкви. Женщины балуют семью гречневыми блинами и кашей, блюдами из гороха.  Подают десерты из тыквы или манной каши и немного вина.

Православные употребляют алкогольный напиток, чтобы помянуть Лазаря и почтить Иисуса, но само празднование проходит в семейном кругу, без излишеств и бурного веселья. В блюда разрешают добавлять растительное масло, ведь нужно подготовить организм к выходу из Великого поста. Людям можно есть рыбную икру и различные каши, овощные салаты и прочую постную пищу.

В субботу вечером начинается служба, и христиане приходят в церковь с букетами из вербовых веток. Они ждут, пока их и прутики окропят святой водой. Вернувшись домой, прихожане бьют друг друга веточками, приговаривая: “Бью, чтобы мы и вы были здоровы”. Вербовые прутики, которые побывали в церкви, приносят в дом мир и счастья, наполняют душу верующих благодатью и радостью.


В дореволюционной России на селе получили распространение также некоторые суеверия, связанные с этим Праздником:

Лазарева суббота – особый день, в который нельзя было выполнять тяжелую работу. Также не употребляли спиртные напитки (исключение составляло лишь вино, которое допускалось в небольших количествах). Нельзя было употреблять скоромное, топтать ногами крошки от пищи, которые упали на пол.

Что же касается досуга, было категорически запрещено охотиться, праздновать торжества, в том числе свадьбы и дни рождения, петь и танцевать. Домашнюю работу переносили на другой день, так как заниматься рукоделием, работой в огороде, строительством, стирать, гладить, мыться и делать уборку в этот день было не принято. Ни в коем случае не дрались, не ссорились и старались не отказывать людям в их просьбах.