1 (14) августа, в первый день Успенского поста, Православная Церковь празднует Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. С того времени, как Сын Божий освятил Крест Своими страданиями, в нем стала проявляться необыкновенная чудодейственная сила. О ней и свидетельствует история праздника. Празднование было установлено в Константинополе по причине болезней, часто бывавших там в августе.

Начало этого праздника относится к IX веку, а в XII-XIII веках он утвердился во всех Православных церквях.  В Константинополе был обычай, по которому ежегодно 1 августа часть Древа Животворящего Креста Господня, хранившаяся в церкви императорского дворца, переносилась в храм святой Софии, где совершалось освящение воды. Народ, прикладываясь к святыне, по вере своей исцелялся. Затем две недели святыню носили по городу и служили молебны «для освящения мест и отвращения болезней». 14 августа  Животворящее Древо Креста переносили обратно в царские палаты.

Русское название праздника «происхождение» – не совсем верный перевод греческого слова, которое означает торжественную церемонию, крестный ход. Поэтому в название праздника добавлено слово «изнесение».

В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах ХVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1», а в «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения», составленном в 1627 году по благословению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, говорится: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем». В этот день в Русской Церкви также совершается празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице в воспоминание победы, одержанной Андреем Боголюбским над волжскими булгарами в 1164 году. Благоверный князь, взяв в поход чудотворную икону Владимирской Божией Матери и Честный Крест Христов, пред сражением усердно молился, прося защиты и покровительства Божией Матери, и чудесным образом победил врага.

В народе 14 августа называют Медовым Спасом, Преображение Господне – Яблочным Спасом, а день Спаса Нерукотворного – Ореховым Спасом. На самом деле, к богословскому смыслу праздников освящение меда и плодов отношения не имеет, но это наши многовековые народные традиции, которые Церковь благословила. Совершенно справедливо, что, освящая начатки урожая, мы благодарим Господа за хлеб насущный. Но важно понимать, что если мы по какой-либо причине не смогли освятить в храме мед, плоды, орехи или что-либо ещё, то это совсем не значит, что Господь за что-то прогневался на нас и не принял наших молитв: без всего этого можно наследовать Царство Небесное, но никак не без покаяния и исправления жизни, не без храма Божия и не без Таинств Церковных. Кроме того, со дня Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня в Православной Церкви начинается строгий Успенский пост, который длится две недели, до великого двунадесятого праздника Успения Пресвятой Богородицы, празднуемого 15 ( 28) августа. Подвиг поста всегда есть крестоношение, потому что только постом и молитвой можно отразить вражеские нападения (см. Мф. 17, 14-23), очиститься от грехов и встать на путь спасения.


Клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине

священник Андрей Родионов