В выпущенной Издательством Московской патриархии книге «Говорить Божию Правду» патриарх Кирилл затронул ряд вопросов, касающихся медиа, Интернета, СМИ, соцсетей и др.
…Я знаю людей, которые сутками сидят у монитора компьютера или с планшетом и погружаются в эту реальность. Человек начинает виртуально чувствовать, развиваются виртуальные романы, виртуальные трагедии, виртуальные конфликты. Откройте Интернет — там сплошной виртуальный конфликт. Мы погружаемся в королевство кривых зеркал. Конечно, в этих кривых зеркалах отражается реальность. Отражаемся мы сами, поэтому в каком-то смысле Интернет является отображением духовного мира человеческой цивилизации.
В своё время спрашивали архиереев: «Как вы относитесь к электричеству? Можно ли в церкви проводить электричество или нужно, чтобы в паникадилах были свечи?» Потом почему-то именно архиереев спрашивали, как они относятся к возможности ездить на службу на автомобиле, а не в упряжке лошадей. Сегодня у нас спрашивают, как мы относимся к Интернету. Так же как вы относитесь к Интернету!
Интернет — это инструментарий. Как всякий инструментарий, его можно использовать во благо или во зло. Каждый человек, отталкиваясь от своего представления о мире и от своих базисных ценностей, сам должен определять, что для него хорошо, а что плохо. В определённых случаях эту обязанность должно брать на себя государство, поскольку, как мы знаем, некоторые интернет-сайты несут опасную, провокационную информацию, толкающую на преступления. Здесь нужно проявлять бдительность государству.
Но Интернет — это научное достижение, и важно, чтобы оно было использовано во благо.
О бесовском огне
Подменяя виртуальным общением реальное, мы вычёркиваем из жизни невероятно важный аспект — личный опыт общения с живым человеком. Ничто не даёт такого опыта, как личное общение с людьми. Иногда этого опыта не хватает в решении вопросов, связанных с устройством семейной жизни. Что греха таить — часто мы связываем жизнь с людьми, с которыми, может быть, не стоило её связывать. Делаем это по неопытности, незнанию.
Иногда говорят, что существует некое поле человека. Я не берусь характеризовать это понятие, но я точно знаю, что от человека исходит определённая энергия. Иногда, заглянув в глаза человека, видишь светлый, мирный взгляд, чистую душу, а иногда — бесовский огонь. Но разве эту чистоту души почувствуешь в Интернете, даже если там твой собеседник очень красиво рассуждает о чистоте души? А разве увидишь диавольский огонь, если перед тобой только фотографии или текст?
Я не призываю вас полностью оставить социальные сети, но скажу следующее: ни в коем случае нельзя погружаться в них так, чтобы социальные сети закрывали другие возможности видеть мир. Это опасно для человеческой личности.
О телевидении
Я за всю свою жизнь не посмотрел ни одного сериала. Этим я не хочу сказать, что это продукция низкого уровня, — я далёк от критики. Я просто никогда не выдерживал больше двух серий. Если кто-то выдерживает, значит, у него слишком много свободного времени. У нас до сих пор существуют телевизионные передачи, создающие иллюзию законности самого что ни на есть греховного образа жизни. Нам иногда говорят: не хотите — не смотрите. Но это странный подход, потому что от телевизора нельзя оторвать детей, особенно когда родители на работе. Взрослый человек, живущий другими идеалами, находящийся на другом уровне интеллектуального развития, не будет включать эту передачу и тратить на неё время, а ребёнок может и включить.
С одной стороны, общество не желает иметь никакой цензуры, и, я думаю, это правильно, с другой — нужно обеспечить духовную безопасность. Это требует очень серьёзного взаимодействия Церкви, государства, общественных организаций, и что-то уже удаётся сделать. Нам нужно научиться сочетать нравственную ответственность человека со свободой. И здесь, конечно, огромную роль призваны играть наша церковная проповедь, участие в общественной жизни, катехизаторская и образовательная работа, работа с молодёжью.
Мы живём в так называемом открытом информационном обществе, на нас действует огромный поток информации. И сколько же в этой информации злого, губительного, ядовитого, сколько духовной инфекции! Что делать? То же самое, что и при подборе друзей: осмотрительно выбирать, что читать, а что не читать, что смотреть, а что не смотреть.
Я вспоминаю дискуссию с руководителями наших телеканалов. Когда, выражая озабоченность многих людей, я сказал, что, к сожалению, на некоторых каналах идут передачи, которые наносят прямой духовный ущерб личности, и с этим надо что-то делать, в ответ услышал: «Не хочешь — не смотри. Каждый зритель может выбирать нажатием кнопки». Так вот, я хочу повторить: не смотрите.
Очень важно выработать критическую позицию по отношению к информационному потоку, который на тебя обрушивается. Особенно это касается Интернета. Сегодня никто не может регулировать потоки информации. Каждый человек, имеющий компьютер в своей спальне, впускает внутрь своей личной жизни множество взглядов, убеждений, соблазнов. Как отсеять правду от лжи? В первую очередь мы должны воспитать человека, способного сопротивляться информационной агрессии. Это особенно важно для молодых людей, у которых ещё не устоялись жизненные принципы, убеждения, которые ищут чего-то лучшего, которые ещё учатся. Именно поэтому молодёжь наиболее беззащитна. Хлёсткое слово, яркая метафора, особенно сказанная кумиром, будь то поп-кумир, спортивный кумир, эстрадный, литературный, легко захватывают сознание людей, не получая никакой критической оценки. Что же делать, чтобы народ наш, особенно молодёжь, был способен отсеивать правду от лжи, соблазны от реальной и сильной идеи? Для этого все мы должны быть воспитаны в том духе, в котором является нам тысячелетняя нравственная, культурная сила нашего народа. Мы называем эту силу нашими фундаментальными ценностями, которые каждое последующее поколение впитывает с молоком матери.
Юлия Тутина, Елена Жосул
газета Аргументы и Факты www.aif.ru