22 января 2018 года на 79-м году жизни после продолжительной болезни скончался наместник Оптиной пустыни архимандрит Венедикт (Пеньков).
Архимандрит Венедикт окончил Московскую духовную академию, был насельником Троице-Сергиевой лавры, принял монашеский постриг. В 1990 году отца Венедикта сделали Наместником Оптиной пустыни. При нем были восстановлены храмы, и разоренная обитель вновь стала центром монашеской и паломнической жизни.
Мне посчастливилось быть духовным чадом о. Венедикта. По милости Божией у меня был трудный период после армии. Нужно было идти дальше, работать или учиться, интегрироваться в жизнь. Я часто ездил в Троице-Сергиевскую лавру к архим. Науму, тогда еще игумену. К нему приходило много людей, и сложилась поговорка «отец Наум, наставь на ум». И он мне посоветовал выбрать в духовники опытного иеромонаха и показал на сидящего тут же в сторожке иеромонаха Венедикта, находящегося у него в послушании. Это были годы 1977-1980-е. Я поступил в МЭИ, было много вопросов по духовной жизни. В Троице-Сергиевой лавре в то время была целая плеяда тогда еще молодых опытных подвижников, которые позже стали известными духовными отцами и старцами. Там были иеромонах Алексий (Поликарпов), нынешний наместник Даниловского монастыря, игумен Кронид (Мищенко), ставший епископом Днепропетровским, иеромонах Венедикт (Пеньков)…
Иеромонах Венедикт нес послушание библиотекаря Лавры. Мы после службы ждали, когда у них закончится трапеза, а иногда о. Венедикт не ходил на трапезу, и проводил с нами, молодыми, духовные беседы. Он давал нам читать книги из монастырской библиотеки. А время было непростое, конец 1970-х. Всё отслеживалось. Когда мы шли через проходную, за нами наблюдали, и если бы увидели, что мы несем духовные книги, тем более монастырские, могли бы отобрать и наказать того, кто дал нам их. Это было то время, когда во время акафиста у мощей прп. Сергия могли подойти и кого-нибудь вывести из храма и поместить в психиатрическую клинику. Вроде бы и гонений не было, но при входе в Лавру было указано, что это культурный заповедник, а не монастырь. Библию купить было невозможно, как и другие духовные книги – следили, чтобы молодое поколение не имело к ним доступа. Но с другой стороны, это было и благодатное время. В храмы приходили истинно верующие люди, они были жертвенными и поддерживали друг друга.
Советы и наставления о. Венедикта помогли мне выйти на духовный путь, укрепиться, стать священником. Он всегда нас терпеливо выслушивал, с любовью наставлял. Здоровье его и в те далекие годы было не лучшим. Он всегда носил с собой ингалятор, видимо, случались приступы астмы, но несмотря на свои болезни, он никогда не отказывал в помощи. Он был из тех, кто жил не для себя.
Когда я стал священником, я приезжал в Оптину, уже обновленную, и мы с архим. Венедиктом вспоминали прошлые времена, и он с радостью показывал, что успел сделать за это время по восстановлению обители. Показывал восстановленные храмы, созданное большое подсобное хозяйство, коровники, конюшни.
Сейчас мы переживаем время, когда известные нам духовные старцы оставляют этот мир. Ушли архим. Кирилл, архим. Наум, схииеромонах Гермаген из Новоспасского монастыря, ушел богослов и философ Виктор Тростников. Сейчас ушел из жизни наместник Оптиной пустыни архим. Венедикт. Эти люди знали тех, кто прошел лагеря и пережил гонения, они с ними общались, они хранили в памяти их воспоминания и наставления и передавали нам. Сейчас уходят и они. Нынешнее молодое поколение священников выросло в благоприятное время, когда храмы открыты, священников пускают в школы, институты, в армию, в СМИ, они не испытали тяжелого времени для Церкви. Мне посчастливилось общаться с духовными людьми, когда Церкви было еще тяжело, когда о возрождении не шла речь, но они работали на возрождение и для нас они были примером. Сейчас утрачивается практика духовничества – исповедоваться у одного священника, жить по его благословению, знать, что он о тебе молится и за тебя отвечает перед Богом. Мы жили именно такой духовной связью. Наши духовники прошли гонения и стеснения и дожили до расцвета Церкви. Мы их ощущаем святыми людьми. Вечная им память.
Вечная память новопреставленному архимандриту Венедикту!
Протоиерей Сергий ТКАЧЕНКО