[avatar user=»vas» size=»thumbnail» align=»left»]Протоиерей Василий Долженков[/avatar] Необходимость Великого поста для каждого христианина очевидна. Любому искренне кающемуся хочется поститься. Спаситель в категорический форме говорит об этом средстве для преодоления злых навыков: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом»(Мф.17:21).
Но не пища или её скудость сами по себе имеют значение при этом (1Кор.8:8), а цели и мотивы постного делания. В богатейших по содержанию богослужебных текстах Постной Триоди даётся руководство для постящихся на протяжении всего поста.
Например, в первый же день поста мы слышим в храме: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви! Истинный пост есть: злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение — пост истинный есть и благоприятный«. Церковь призывает нас посвятить пост переосмыслению наших отношений с другими людьми.
Увы, многие забывают, что на Страшном Суде нас спросят только о проявленном нами милосердии (Мф.25:31-46). Итак, главная цель поста — перемена жизни, т.е. покаяние. Церковные правила о мере поста носят дифференцированный характер: мера здорового взрослого человека отличается от меры ребёнка или больного, кроме того в Уставе говорится о более строгом посте на первой и страстной седмицах, о некотором ослаблении его в дни совершения литургии.
Говение, т.е. постное время подготовки к причастию необходимо всем, но дети, беременные и кормящие женщины, больные и пожилые могут ослабить пост после причастия.