Недалеко от нас то время, когда, проходя по Москве, мы видели обезглавленные церковные здания, в которых размещались различные учреждения. Что произошло с этими храмами? Почему они были закрыты и в них не проводились богослужения? Казалось, церковная жизнь ушла из них навсегда и уже не возвратится. Но настали другие времена, и закрытые храмы начали возвращать Церкви, возобновились богослужения. Вновь вознеслись ввысь кресты куполов, колоколен. Город, как прежде, украшают прекрасные храмы, ожила православная жизнь.
Во вновь образованных церковных общинах возникал интерес к тем людям, которые раньше служили и молились в этих храмах. Какая участь их постигла? Ведь до октябрьского переворота 1917 года в России было 100 млн православных верующих; около 30 тысяч монашествующих; численность белого духовенства, включая псаломщиков, приближалась к 120 тысячам; насчитывалось 179 архиереев; действовало 54 174 храма и 1 025 монастырей.
А перед началом Великой Отечественной войны на свободе оставалось только 4 архиерея, насчитывалось 6 376 священнослужителей, не было ни одного действующего монастыря (с присоединением западных территорий их стало 46), открытым оставался всего 3 021 храм (большинство из этих церквей находилось на территориях, вошедших в состав СССР в 1939–1940 годах).
Как же удалось сохранить духовную связь поколений, не дать прерваться православной традиции? Для современных верующих представляет интерес, как вели себя их предшественники во время гонений на Православную Церковь, превзошедших своей жестокостью и количеством мучеников эпоху первохристианства. Суды без следствия, устраиваемые захватившими власть большевиками над священнослужителями, насильственное изъятие церковных ценностей под предлогом помощи голодающим, закрытие и разрушение храмов и монастырей — все это говорит о том, что новая власть задалась целью полностью уничтожить Православие в России. Но Церковь Христова выжила благодаря людям, которым посвящена эта книга, — новомученикам и исповедникам Церкви Русской.
Во время Великой Отечественной войны люди вновь обратились к Богу. Советские солдаты и даже командиры шли в бой с нательными крестиками под военной формой и с молитвой в сердце. В середине войны стали открывать храмы, освобождать из заключения священнослужителей. И Господь даровал нашей стране Победу в этой страшной войне. Однако прошло небольшое время после войны — и поднялась новая волна гонений на Церковь, теперь уже «хрущевских». И вновь для служителей Церкви и ее чад наступили времена если не мученичества, то исповедничества.
Для нас, живущих в ХХI веке, подвиг новомучеников имеет определяющее значение. Мы должны быть готовы к любым испытаниям, чтобы не дрогнуть, если начнутся новые гонения. Священники, диаконы, псаломщики, прихожане, жившие во времена русской Голгофы, были такими же людьми, как и мы сегодня: они так же работали, молились, растили детей. Они не творили чудес, но при наступлении гонений остались непоколебимыми в вере, не предали Христа. Сегодня, в наше благоприятное время, мы должны делать для Церкви все возможное, привести как можно больше людей в храм Божий. Мы должны понимать, что революционная ситуация столетие назад возникла не на пустом месте, ей предшествовали и многие неразрешенные духовные вопросы.
В конце ХХ — начале ХХI века наступил расцвет православной жизни, но нам нельзя расслабляться. Гонения на Церковь никогда не прекращаются, бывают лишь периоды их ослабления, и об этом надо помнить.
Сейчас стоит вопрос о почитании и популяризации подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской. События ХХ века должны стать для нас историческим уроком. Настоящая книга дает примеры того, как надо жить и служить, оставаясь твердыми в вере, то есть дает уроки христианского поведения и в церковной, и в семейной жизни. Надеемся, что сборник житий новомучеников и исповедников Северо-Восточного викариатства г. Москвы, приуроченный к 100-летию начала гонений на Русскую Православную Церковь, Декрета об отделении Церкви от государства и 80-летию Большого террора, будет способствовать более глубокому осмыслению исторических событий в ХХ веке, их влиянию на нашу Церковь сегодня и поможет нам не допустить повторения тех страшных событий.
[avatar user=»Nastoyatel» size=»thumbnail» align=»left»]Председатель Комиссии по увековечиванию памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, служивших на приходах Северо-Восточного викариатства г. Москвы протоиерей Сергий Ткаченко[/avatar]