В неприглядном теперь месте стоит единственный остаток когда-то богатого и красивого села — церковь Рождества Богородицы, совсем рядом с шумным путепроводом через железную дорогу, в начале Алтуфьевского шоссе.
Эти места стали быстро меняться в конце XIX в. и в особенности начала ХХ столетия, после проведения Октябрьской железной дороги; правда, даже и тогда путеводитель по дороге сообщал, что Владыкино «очень живописная дачная местность с недорогими помещениями». Теперь же ничего не говорит о тихом селе, стоявшем рядом с большим прудом, окруженном полями и перелесками. Наверное, эта живописность, а также и дешевизна привлекли сюда суфлера Малого театра Николая Ермолова. «Подмосковное село Владыкино, одно из любимых дачных мест в половине прошлого века было бедным погостом, — рассказывает В.А.Гиляровский, — церковка, кладбище, пяток домов и речка Лихоборка, которая привлекала любителей удить рыбу. В числе их был капельдинер Малого театра. Он поселился там с семьей. Вслед за ним его приятель суфлер Н.А. Ермолов снял под дачу избушку на великую радость своей пятилетней дочки Маши, до того знавшей только погост возле церкви Спаса, близ каретного ряда…
Росло Владыкино с каждым годом. Росла Машенька, и когда сделалась актрисой, первым делом выстроила там дачу для родителей, и всю жизнь проводила в ней, каждое лето, за редким исключением — отъездов на гастроли и для лечения за границу. Так она полюбила свое Владыкино, что и похоронить себя завещала там».
У церкви, на бывшем сельском клабдбище была могила артистки Малого театра Марии Николаевны Ермоловой. Она пожелала лежать там, где были «крест и тень ветвей» над могилами ее родителей и сестры. Но кладбище вместе с могилами родных великой артистки было уничтожено, а ее прах перенесен на Новодевичье кладбище — завещания для советской власти ничего не значили.
Само название села — Владыкино — говорит о том, что принадлежало оно «владыке», как называли на Руси высших церковных иерархов, но по первому упоминанию оно называлось Вельяминово, по московским тысяцким Вельяминовым.
Тысяцкие были военачальниками, руководившими в городах народным ополчением, «тысячью». В Москве они назначались князьями, но их должность по традиции становилась наследственной. Первым тысяцким был Протасий Вельяминов, который, если судить по родословцу, «приехал из Володимира к Москве» во времена князя Даниила и стал тысяцким при его сыне Иване Калите. В дальнейшем эту должность исправляли его наследники: «А у Протасья сын Василий, а был тысяцкой же, а у Василия четыре сына: большой Василий, а был тысяцкой же. Этот Василий, внук первого московского тысяцкого стал последним, после его смерти в 1373 г. должность была отменена великим князем Дмитрием Ивановичем: наследственные тысяцкие оказались опасными для княжеской власти. Василий был похоронен в Богоявленском монастыре и, возможно, поэтому село отдали в монастырь как вклад в помин его души.
Сын последнего тысяцкого Иван не смирился с умалением своего значения, интриговал в Орде против московского князя, перешел к тверскому князю Михаилу Александровичу, но перед Куликовской битвой его обманом поймали, доставили в Москву и обезглавили 30 августа 1379 г. на Кучковом поле: «И бе множества народа стояще, и мнози прослезиша о нем и опечалишися о благородстве его и величестви его».
Документально Владыкино упоминается в первый раз как вельяминово в грамоте великого князя Василия Ивановича от 30 декабря 1511 г., где он закрепляет за Богоявленским монастырем уже числившиеся за ним владения.
В этом небольшом селе были монастырский и челядинный дворы, три двора крестьянских с тремя жителями и церковь св. Николая чудотворца, но «без пения», т.е. там не отправлялись службы. В конце XVI в. Вельяминово значится во владении последнего в роде князей Шуйских боярина Ивана Ивановича, по прозванию Пуговка: оно перешло к ним после обмена в 1596/1597 г. с Богоявленским монастырем их вотчины, подмосковного села Топорково поблизости: » променил Богоявленского монастыря, что за ветошным рядом, игумену Иосифу с братиею подмосковную свою вотчину на речке на Лихоборке сельцо Топорково, да пустошь Игнатьевская , да пустошь Коптево с пашнею и с луги и с лесы и с болоты и со всеми угодья, куда к той его вотчине к сельцу Топоркову ходил плуг и коса и соха и топор по старым межам, а против той своей вотчины сельца Топоркова с пустошми выменил князь Дмитрий (Шуйский. — Авт.) Богоявленского монастыря у игумена Иосифа с братиею монастырскую вотчину в Московском уезде на речке Лихоборке сельцо Вельяминово, а в нем храм чудотворец Николай…». Но село недолго было у Шуйских: последний в их роде князь И.И. Шуйский умер в 1638 г. и отказал село по духовному завещанию опять же Богоявленскому монастырю (любопытно, что пруд здесь и в советское время назывался Богоявленским), а в 1653 г. село было променено патриарху Никону на его домовые вотчины и тогда стало называться Владыкино. В «патриаршем домовом селе» стояли патриаршие хоромы, и рядом Никон построил еще одну церковь, освященную в 1654 г. во имя Иверской иконы Богоматери.
По описи 1682 г. она уже не упоминается, а записано, что «…селе Вельяминове, Владыкине тож…церковь Рождества Богородицы деревянная, да под тем же селом на речке на Лихоборке пруд, да мельница, плотина каменная, мелит в двои жерновы». Несмотря на то, что с упразднением патриаршества все имущество должно было перейти под управление Синода, Петр I отдал Владыкино в 1722 г. архиепископу Псковскому и Нарвскому Феофану Прокоповичу, убежденному приверженцу петровских реформ, одному из самых образованных людей того времени. Прокопович жил во Владыкине: сохранились воспоминания его ученика, полковника Якова Маркевича о том, как он в 1728 г. бывал у иерарха здесь.
В 1730 г. Феофана посетила императрица Анна Иоанновна. Польщенный пастырь сочинил стихи, которые будучи переложенные на музыку, были петы в присутствии ее величества:
Прочь, уступай прочь,
Печальная ночь!
Коликий у нас мрак был и ужас!
Солнце Анна возсияла, —
Светлый день нам даровала!
Богом вечанна
Августа Анна!
Ты — наш свет,
Ты красный цвет,
Ты — красота,
Ты — доброта,
Ты веселие,
Велие!
Надо думать, что только что ставшая императрицей Анна Иоанновна была довольна виршами хозяина.
Феофан владел Владыкином до кончины в 1736 г., потом некоторое время им ведал СинодЮ а с переходом церковных владений государству селом управляла Коллегия Экономии. В 1751 г. отмечалось, что хоромы там «весьма обветшали, так что и входить в них опасно».
Деревянное здание сельской Рождественской церкви несколько раз отстраивалось заново, пока, наконец его в последний раз выстроенное в 1795 г., не заменили каменным. В 1857 г. отправили в консисторию прошение, получили храмозданную грамоту, купец Гавриил Матвеевич Толоконников, у которого во Владыкине был воскобелильный заводик, пожертвовал большие средства на строительство. Оно началось в 1858 г. (проект архитектора А.Ф. Ярошевского) и уже 2 февраля 1859 г. освятили трапезу с приделами архангелов Гавриила и Михаила, а летом 1860 г. был освящен и главный Рождественский престол. Церковь получилась на славу — она и сейчсас производит впечатление: яркое, красное с белыми деталями декора, здание выделяется из окружающей застройки.
Отрывок из книги «По землям московских сел и слобод» Сергея Константиновича Романюка.
Родился в семье специалиста по электротехнике. В 1935 году семья переехала в Москву. Это было связано с организацией радиозавода в подмосковным Фрязино. Жили в элитном доме в Телеграфном переулке (дом № 11). После эвакуации учился в школе № 313 (1943—1951). Окончил географический факультет МГУ по специальности экономическая география. Затем четверть века работал инженером на кафедре физического факультета московского университета. В 1954 году Романюк переехал на Чистопрудный бульвар, дом № 11. Этому дому была посвящена одна из первых исторических статей Романюка, в которой он показал, что здесь раньше находились, как считавшиеся утерянными, палаты Витали. Публиковать очерки по истории Москвы он начал с 1974 года: 6 апреля 1974 года читатели газеты «Вечерняя Москва» в рубрике «Листая подшивки старых газет» увидели статью нового автора. Затем появилась его первая биография московского дома — дворца Румянцева-Задунайского, в котором ныне находится посольство Белоруссии в России. В 1983 году он появился среди авторов книг серии «Биография московского дома» и позже был рецензентом брошюр этой серии. Несомненной заслугой Романюка является установление точного местонахождения дома, в котором родился А. С. Пушкин. Одна из последних его работ называлась «Чистый пруд — Поганый пруд?», в которой он, на основе архивных документов, с точными ссылками и выверенными рассуждениями, доказал, что Чистый пруд, существующий сегодня на бульваре, и Поганый пруд, существовавший до XVIII века, не связаны между собой. Он дал иное, по сравнению с принятым ранее, объяснение происхождению названия «Поганый пруд». Лауреат Макарьевской премии (2008—2009; вторая премия) в номинации «История Москвы и историческое краеведение» за книгу за книгу «Москва. Остров: Путеводитель» и Премии фонда имени Д. С. Лихачёва (2012). Скончался 31 июля 2015 года. Похоронен на Донском кладбище.