Для готовящихся причаститься Святых Христовых Тайн на праздничной Пасхальной Литургии будет проводиться чин общей исповеди, который начнется в 22:00. Приступать к Причастию без исповеди даже в этот Светлый Праздник НЕ БЛАГОСЛОВЛЯЕТСЯ!


В этот день Церковь воспоминает погребение Господа Иисуса Христа, пребывание Его тела во гро­бе, сошествие душею во ад для возвещения там побе­ды над смертью и избавления душ, с верою ожидав­ших Его пришествия, введение разбойника в рай. Вместе с тем предуказывается и славное Воскресение Христово.

Богослужения, совершаемые во второй части этого дня и ночью:

Вечером в храме будут читаться Деяния святых апостолов, содержащие непреложные свидетельства Воскресения Христова, после чего последует ПОЛУНОЩНИЦА с каноном Великой Субботы. После 9-й песни, при пении (на катавасию) ирмоса: Не рыдай Мене, Мати бывает каждение вокруг Святой Плащаницы, затем священник поднимает ее на главу и уносит (Ликом к востоку) в алтарь через царские врата, которые тотчас закрываются. Св. Плащаница полагается на престоле и находится там до отдания Пасхи — в воспоминание того, что Христос Спаситель после Своего Воскресения пребывал на земле 40 дней.

По окончании ПОЛУНОЩНИЦЫ начинается торжественный КРЕСТНЫЙ ХОД вокруг храма, чтобы встретить Христа вне его, подобно мироносицам, встретившим воскресшего Господа вне Иерусалима. В этот момент народ вместе со священнослужителями начинает петь, сначала тихо, потом все громче стихиру:

ВОСКРЕСЕНИЕ ТВОЕ, ХРИСТЕ СПАСЕ АНГЕЛИ ПОЮТ НА НЕБЕСЕХ,

И НАС НА ЗЕМЛИ СПОДОБИ ЧЕСТНЫМ СЕРДЦЕМ ТЕБЕ СЛАВИТИ

После, в притворе при затворенных дверях храма начинается пасхальная утреня возгласом Слава Святей и пением Христос воскресе со стихами по пасхальному чину.

При пении после Слава, и ныне второй половины тропаря Пасхи (И сущим во гробех живот даровав) церковные двери отворяются, духовенство и молящиеся входят в храм.

После великой ектении поется пасхальный канон, составленный св. Иоанном Дамаскиным. Начальные слова ирмоса каждой песни запеваются в алтаре, а хор продолжает следующие за этим слова ирмоса. Каждая песнь заканчивается повторением ирмоса и пением трижды тропаря Христос воскресе.

На каждой песни канона совершается каждение. Благочестивая традиция предполагает во время каждой песни изменять цвет облачений у священнослужителей.  Кадя народ, священник приветствует молящихся словами: «Христос воскресе!». Верующие отвечают: «Воистину воскресе!» и, взирая на Крест в руке священника, осеняют себя крестным знамением. По каждой песни — малая ектения.

По окончании Светлой Пасхальной заутрени совершается ЛИТУРГИЯ св. Иоанна Златоуста.

Царские врата главного алтаря и всех приделов бывают отверстыми в продолжение всей Светлой седмицы.

 


 days.pravoslavie.ru

Великая суббота в рассказе В. А. Никифорова-Волгина