Будущий епископ Афанасий родился в семье делопроизводителя гимназии и крестьянки 2 июля 1887 года, в Тамбовской губернии. Окончил Шуйское духовное училище (1902), Владимирскую духовную семинарию (1908), Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Тернистый путь владыки Афанасия начался после революции, в богоборческие годы, преисполненный тяжелейших тюремных и лагерных испытаний.
Достаточно только вчитаться в следующие строки:
30 марта 1922 года впервые арестован, но освобождён на другой день.
12 апреля епископ Афанасий был арестован по так называемому «Суздальскому церковному делу»: в одном из храмов была разворована ризница, и власти использовали это для обвинения архиереев в противодействии изъятию церковных ценностей. 9 июня приговорён к одному году заключения.
Выступал против обновленческого движения. Вновь арестован в июле и сентябре 1922 года. После сентябрьского ареста был отправлен в Москву, где содержался в Таганской тюрьме. За «возмущение народных масс на религиозной почве» приговорён к двум годам ссылки в Зырянский край. Освобождён в январе 1925 года.
В сентябре 1925 года прибыл на обновленческий епархиальный съезд, где призвал его участников покаяться и покинул заседание.
В ноябре 1925 года временно управляющим Владимирской епархией был назначен епископ Дамиан (Воскресенский). В декабре 1925 был арестован, ему припомнили эпизод с иеромонахом Александром (Чечелем) и проповеди на праздник Святого Георгия. Вышел из тюрьмы 15 марта 1926 года.
2 января 1927 года арестован, отправлен в Москву (находился в тюрьме ОГПУ на Лубянке и в Бутырской тюрьме). Приговорён к трём годам лишения свободы за «принадлежность к группе архиереев, возглавляемой митрополитом Сергием». Отбывал срок в Соловецком лагере, где работал сторожем и недолго счетоводом, болел сыпным тифом.
В феврале 1930 года выслан на три года в Туруханский край. В первой половине 1932 года жил там у ссыльного митрополита Кирилла.
«А вот я смотрю сейчас на заключенных за дело Христово епископов и пресвитеров, — писал он матери, — слышу о православных пастырях, в других тюрьмах находящихся, какое спокойствие и благодушие у всех. <…> А тюрьмы нам нечего бояться. Здесь лучше, чем на свободе, это я не преувеличивая говорю. Здесь истинная Православная Церковь. Мы здесь как бы взяты в изолятор во время эпидемии. Правда, некоторые стеснения испытываем. Но — а сколько у Вас скорбей. <…> Постоянное ожидание приглашения в гости, куда не хочется. <…> Попробуй тут устоять. А мы от всего этого почти гарантированы. И поэтому, когда я получаю соболезнования моему теперешнему положению, я очень смущаюсь. Тяжело положение тех православных, которые сейчас, оставаясь на свободе, несут знамя Православия. Помоги им, Господи».
18 апреля 1936 года арестован по обвинению в «связи с Ватиканом» и «с белогвардейцами на Украине». Приговорён к пяти годам лишения свободы в Беломорско-Балтийских лагерях. В лагере недолго работал инкассатором; у него уголовники похитили деньги, получил дополнительно год лишения свободы. Работал на лесобирже, на лесоповале, на строительстве круглолежневой дороги. Был дневальным, бригадиром лаптеплётной бригады. Один из немногих архиереев, которым удалось выжить после массовых расстрелов политзаключённых в лагерях в 1937—1938 годах.
В начале Великой Отечественной войны этапирован в Онежские лагеря, прошёл пешком около 400 километров, неся на себе свои вещи. Работал на лесобирже, голодал, так как не вырабатывал нормы. В июне 1942 года освобождён и выслан в Омскую область, где работал ночным сторожем. С января по ноябрь 1943 года проживал в городе Ишиме.
7 ноября 1943 года в ссылке в городе Ишиме в очередной раз арестован по обвинению «в проведении профашистской агитации и распространении провокационных слухов и участии в антисоветской агитации» и перевезён в Москву. В 1944 году по делу «Антисоветское церковное подполье» приговорён к восьми годам лишения свободы. Содержался в Сибирских, затем с декабря 1946 по июль 1947 года в Темниковских лагерях, с июля 1947-го в Дубравлаге. Работал ассенизатором, занимался плетением лаптей. С 1947 года — на инвалидности по возрасту.
После освобождения из лагеря, в мае 1954 — марте 1955 года содержался в Зубово-Полянском доме инвалидов. В марте 1955 ему было разрешено выехать в город Тутаев, откуда в октябре того же года он переехал в город Петушки.
Афанасия не стало 1962 года 28 октября. Свою кончину владыка предчувствовал заранее.