25 Неделя по Пятидесятнице.
Кто исполнил Волю Божию? (Мысли к притче о «милосердном самарянине»)
Вопрос, который часто задают люди, видя чьи-то страдания: «Почему этот человек страдает, заслуженно, незаслуженно и может эти страдания ему даны по Воле Божией?» Мне кажется, что здесь можно найти некоторые параллели с сегодняшней евангельской притчей «о милосердном самарянине». Попробуем в этом разобраться.
Довольно часто мы слышим такую фразу: «На всё Воля Божия». Фраза красивая, но без небольшого разъяснения, мне кажется, она может быть истолкована совершенно неверно. Итак, ещё в Ветхом завете Господь через пророка Моисея дал народу Израильскому десять заповедей, среди которых: не убий, не укради, не прелюбодействуй, не завидуй и т.д. В этом заключалась Воля Божия, чтобы люди исполняли их, а не нарушали. Те, кто не соблюдал правила, данные Богом, совершали ошибку в своей жизни или, говоря по церковному – грех. На погрешности в работе (корень «грех») указывают даже школьникам. Указывая на ошибки людей через пророков, Господь хотел, чтобы люди не совершали того, что вредило им и окружающим. Но стрелы летели, мечи не испарялись, у прелюбодеев не отнимались ноги, а искусные мастера продолжали отливать идолов, которым потом приносили, порой, и кровавые жертвы. Не пренебрегал Господь свободной волей человека, видел совершаемое ими зло, но хотел святости людей, а не их падения. Т.е. попущение совершённых греховных поступков нельзя приравнивать к делам, совершённых по Воле Божией. Или кратко: попущение Божие – не равно Воле Божией. Конечно при совершении неправильного поступка (того, что совершается с нарушением любви к Богу и ближнему), Господь назирает, вразумляет и помогает одуматься – т.е. раскаяться в содеянном, самому понять, что я сделал гадко, подло, лукаво, бескультурно, неуважительно и очень больно по отношению к другому человеку. Но есть ещё такие люди, которые проходят мимо горя и страданий человека, оправдывая своё равнодушие, как это не странно, опять Волей Божией. Т.е. они невольно, не подразумевая об этом, впадают в крайний протестантизм (кальвинизм – учение о полном предопределении) или в индуизм (учение об отрицательной карме человека). В основе, конечно, такого равнодушия лежит, я думаю, трусость, эгоизм, гордость, жестокость, самооправдание или просто лень. Есть очень интересное высказывание. Я часто привожу его на проповеди, комментируя сегодняшнюю притчу: «Зло там, где нет добра». Т.е. те двое, которые прошли мимо человека «впавшего в разбойники», не проявив к нему сострадания, пройдя мимо, сделали не добро, а зло. В подтверждение хочется привести цитату из апостола Иакова: «И так, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» (Иак. 4.17.). К сожалению, только читая евангельские повествования или слушая проповедь, мы как бы на стороне Правды, на стороне Воли Божией, на стороне Света и Добра. Но повседневная жизнь, рабочие отношения словно стирают грани между тем, что мы должны были бы сделать и тем, что делать не обязательно или не сейчас… Так и проходим мимо, не помогая и не жалея никого. Нет, если это будет нам выгодно или даст нам какие-то преференции, то конечно! А если помощь ближнему не дает моей повседневной жизни «ничего», то и зачем? Так постоянно люди меняют маски. То они слишком занятые руководители, то слишком усталые и немощные, то прикидывающиеся «дурачками», а то и просто одевают въедливую маску законника и фарисея. И тут уж вообще не подступиться… Знаете, когда человеку тяжело, он по-сути висит над пропастью, держась за сучок дерева. Кто-то, проходя мимо скажет: «На всё Воля Божия» и, «видя – мимоиде»; кто-то ногами злорадно потопчет ветку, за которую ещё держится человек, задаваясь вопросом: «А хватит ли ему сил, дай-ка я поэкспериментирую». И только третий, как мне кажется, совершит поступок по Воле Божией – ОН ДАСТ РУКУ И ПОМОЖЕТ ВЫТАЩИТЬ ЧЕЛОВЕКА ИЗ ПРОПАСТИ! Именно это и сделал тот милосердный самарянин в евангельской притче. Он увидел страдание человека, пожалел его (т.е. проявил любовь), оказал первую помощь, довёз до гостиницы и пообещал оплатить все издержки. Почему? Зачем это всё? Какая выгода? Да, просто потому, что он не мог быть равнодушным к чужому горю, и как сказано: «сжалился» над ним (Лк 10; 25-37).
Как мало стало людей, которые действительно стараются быть открытыми на любой добрый поступок. Люди, как- будто не чувствуют ответственности перед Богом ЗА НЕСОВЕРШЕНИЕ ДОБРЫХ ДЕЛ. Они не подгоняют себя по апостолу Павлу на всё доброе (1.Фес.5.15 славянский перевод – «всегда доброе гоните»). Зарываются своими оправданиями в норки, а, по-сути, живут по известной пословице – «Моя хата с краю». Хочется подвести некий итог.
Когда человеку плохо, то не надо успокаивать его, что «ему хорошо или могло быть ещё хуже». Лучше попытаться помочь, чем вообще ничего не делать. Луше перевязать рану страдающему, как это сделал самарянин иноплеменнику, чем смотреть со стороны, как он сам пытается это сделать или вообще уйти подальше от чужой проблемы, говоря: «Пусть поможет кто-то другой», а в худшем варианте: «Так тебе и надо». Люди скупы на жалость и доброту, чем на нравоучение и желание – наказать и смирить.
Нельзя безучастно смотреть на боль человека. Надо понуждать себя на любое добро, жалость, сострадание! Здесь, мне кажется, и будет проявляться свободная воля человека с желанием совершить дела милосердия по Воле Божией!
Иерей Иоанн Чигинов