День Господень. Солнце Правды. Ангел Завета.

( по книге пророка Малахии) 

Сегодняшнее Воскресение называетсяНеделя перед Богоявлением. Смысл самого Праздника Святая Церковь будет раскрывать нам чуть позже, а пока попробуем поговорить о том, что было прочитано в сегодняшнем Евангельском повествовании (Мк.1.1-8). «Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божьего, как написано у пророков».

И приводится пророчество Малахии: «вот Я посылаю Ангела Моего пред Лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою» (Мк. 1. 1-2). Далее идёт пророчество Исаии: «Глас Вопиющего в пустыне» и т.д. Но мне бы хотелось более подробно остановиться на первом тексте. Конечно, здесь говорится об Иоанне Крестителе, который перед приходом Христа должен будет приготовить людей к встрече со Спасителем.

Как и в наши дни перед приездом Президента или Патриарха обычно приезжает НЕКТО, кто проверяет – всё ли готово к встрече и приходу Большого Гостя. Советует: что исправить, что улучшить, а что-то убрать совсем. Поэтому, книга пророка Малахии раскрывает причины и цель Прихода Бога и является как-бы переходом уже в Новый Завет. Считается, что она была написана, скорее всего, около 300-400 годов до Р.Х.

(1 глава). Начинается книга с обличения. Но обличение не в грехах, а, по сути, новозаветной фразой: «Я возлюбил вас» — говорит Господь (Мал.1.2)… «если Я – Отец, то где почтение ко Мне? И если Я – Господь, где благоговение предо Мною?». И далее говорится о священниках и простых людях, которые приносят в жертву больной, слепой, хромой, а порой и украденный скот. Т.е. – «на Тебе Боже, что нам не гоже!»

 

Если человек действительно кого-то любит или дорожит мнением кого-либо, он «сто раз» подумает, какой подарок преподнести. «Поднеси это твоему князю» ( в греч. «игумену»), будет ли он доволен тобой? И благосклонно ли примет тебя?» (Мал.1.8). Т.е. небрежность в ритуале выражает отношение. Допустимость отступления от ритуала оправдывается только ещё большим чувством любви. Именно это постоянно подчёркивал Христос, прикасаясь к прокажённым, исцеляя кровоточивую, принимая помазание от блудницы и обедая с мытарями и грешниками. Но здесьсовсем другое.

Люди просто хотят сэкономить на приношениях Господу, оставляя лучшее себе. Да, к сожалению, и сейчас есть примеры, когда на Литургию люди жертвуют дешёвое вино, а на свои семейные торжества покупают в десять раз дороже. Богу не нужен формализм, лживые сердца. «Лучше кто-нибудь из вас запер бы двери, чтобы напрасно не держали огня на жертвеннике» (Мал.1.10). Т. е. задумайтесь, лучше закрыть храм, чем употреблять его для бутафорной церковной жизни.

Ещё в первой главе есть фраза, которую практически дословно повторяет Христос в общении с самарянкой (Ин.4.21.23.24). «Ибо от востока солнца до запада велико будет Имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам Имени Моему» (Мал.1.11). Это высказывание могло «здорово» задеть осознание своей исключительности израильского народа. Оказывается, что и другие народы могут быть любимыми у Бога и совершение службы неограниченно стенами ветхозаветного храма.

(2 глава). Вторая глава книги Пророка Малахии продолжает мысли предыдущей. Ещё в более резких выражениях мы видим обличение недобросовестного священства. «Я пошлю на вас проклятия и прокляну ваши благословения…, и помётом размажу лица ваши, помётом праздничных жертв ваших, и выбросят вас вместе с ними» (Мал.2-5).


Как будто в подтверждение выше сказанного в пятом стихе раскрывается смысл заключения Завета с Богом и соблюдение Закона Божьего. «Завет Бога, завет жизни и мира… дан для страха, для благоговения перед Именем Моим… Неправда не обреталась на языке священников и они многих отвратили от греха»(Мал.2.5-6). Да, именно такими лекарствами Господь лечил через ветхозаветное священство человечество, «как бы заставляя» и призывая помнить и благоговеть перед Создателем.

Далее пророк Малахия даёт нам опять повод задуматься о приближающимся Новом Завете. «Не один ли у всех Отец? Не один ли Бог сотворил нас?» (Мал.2.10). Как это сразу напоминает молитву «Отче Наш», где Бог – это Отец всего Сущего, Который в каждом видит своего сына. Также во второй главе говорится о симпатиях к языческим культам. «Унизил Иуда святыню Господню, которую любил, и женился на дочери чужого бога» (2.11), а также о пренебрежении семейными ценностями: «поступая вероломно против жены юности своей» (Мал2.15).


Видно, что люди на протяжении более двух тысячлет совершенно не меняются. Те же страсти, тот же формализм, а самое главноесловато людипроизносили такие же, как и сегодня: «Всякий делающий зло, хорош перед очима Господа» (2.17).К сожалению, и сегодня люди рассуждают именно так, как и в те давние времена.

(3 глава). А в третьей главе есть дополнение «Вы говорите: тщетно служение Богу, и что пользы, что мы соблюдаем постановления Его… Ныне мы считаем надменных счастливыми, лучше устраивают себе делающие беззаконие, и хотя искушают Бога, но остаются целы» (Мал.3.14.15). Т.е. народ устал от религиозной жизни. Где выгода? Зачем всё это? В чём конкретная польза?

Нужна только материальная выгода и удовольствие. Но,оказывается, люди приобретают «блаженство» или счастье совершенно другими личными качествами.Да, опять стук в дверь Нового Завета. «Блаженны кроткие, плачущии, миротворцы, чистые сердцем, изгнанные за правду…и т.д.» (Мф.5.3-12 ). Именно такими готовил Иоанн Предтеча людей к приходу Спасителя. Я думаю, что в первом стихе третьей главы лучше вместо слова «Ангел» употребить русский перевод«Вестник», чтобы не было повода представлять Предтечу Господня бесплотным существом. Вот. Я посылаю Вестника Моего, и он приготовит путь предо Мною» (М.3.1).

И далее мы читаем: «и внезапно придёт в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел (Вестник) Завета, Которого вы желаете». Т.е. здесь мы видим миссию Вестника Иоанна Предтече, который идёт перед ВЕСТНИКОМНового Завета – Христом, несущему благую весть для всех людей. Именно Иоанн Предтече должен был: 1) объявить о приходе и 2) подготовить народ к Встрече. Но Приход будет радостным не для всех. Подобно огню в печи будет переплавка всего, что казалось значимым и ценным.

 

В дальнейшем апостол Павел напишет в своём послании «Каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть» (1Кор.3.13). Вся мишура, вся наносная краска, всё бутафорское лицемерие, вся ЛОЖЬ – сгорит; чтобы «сыны Левия» т.е. священники « приносили жертву Господу в ПРАВДЕ» (Мал.3.3). Неожиданную фразу мы видим в 9,10 стихе 3-ей главы. «Вы обкрадываете Меня» — говорит Господь. Принесите все десятины в дом хранилища… и хотя в этом испытайте Меня» (Мал.3.9,10).

Кажется, зачем вообще Богу нужны жертвы, десятины, приносимая еда, денежные взносы? Это опять то, что было уже сказано раньше. Если в людях нет искреннего порыва любви, внимания, то пусть вменяется им это хотя бы в обязанность. Делайте то, что должны!!! Это уже может привить некую добрую привычку к соблюдению заповедей, а также ежедневную память о Боге. Уже этому радуется Господь и обещает «излить благословения до избытка» (Мал.3.10). Заканчивается третья глава обнадёживающей для праведников фразой: «И тогда снова увидите различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и не служащим Ему» (Мал.3.18).

 

Всё лицемерие спадёт, маски будут сняты. Кого хвали, кому рукоплескали – может быть отверженным. Кого ругали, кем пренебрегали – тот может быть принят Господом. Невольно вспоминается известный отрывок из святоотеческой литературы. ( Некий святой отец как то сказал: «Если я попаду в рай, то удивлюсь трём вещам. Я не увижу в раю тех, кого думал там увидеть. Я увижу в раю тех, кого не ожидал увидеть там. И, наконец, я буду удивлён, если спасусь сам!»).

(4 глава). Пророк Малахия снова возвращается к понятию День Господень и опять к уженаступающему Новозаветному понятию «Солнце Правды и исцеления в лучах Его» (Мал.4.2). Как будто из-за закрытой двери уже пробиваются лучи света, и по ним, хотя и приблизительно, но уже можно представить –  ЧТО там. День Господень созидается, все пазлы скрепляются в общую картину, и лишь те, кто «помнит закон Моисея, правила и уставы» (Мал.4.4) сможет, по пророку,достойно встретить его.

Люди времён пророка Малахии не были открытыми атеистами, но и закон особо соблюдать не хотели. Именно поэтому, в дальнейшем, Христос скажет известную фразу. «Ибо если бы верили Моисею, то поверили бы Мне, потому что он писал о Мне» (Ин.5.46). Вера подразумевает активные действия усовершенствования себя, «ибо вера без дел мертва есть» (Иак.2.26). И вот в конце пророкприводит известное пророчество, которое непосредственно связано с грядущим Праздником:«Вот, Я пошлю к вам Илью пророка перед наступлением Дня Господня» (Мал4.5). Очень много в Писании прикровенно и аллегорично.

Но в своё время всё объясняется. Уже Первосвященнику Захарии Ангел сообщает о рождении сына, который будет обращать людей к Богу « в духе и силе Илии»(Лк.1.17). Так же и Христос, говоря об Иоанне Крестителе, укажет на пророчество Малахии: «и если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти» (Мф.11.14). Т.е. пророчество предполагает не аутентичную Личность, а скорее задачу которую должен выполнить Предтеча. Он должен был быть таким, как Илья. Говорил мало, но резко. Не боялся обличать власть. Не терпел лжи и отстаивал правду, не боясь смерти. Наивысшую степень откровения Божия, как Илья, так и Иоанн Креститель получили при реке Иордан.

Этим пророчеством и заканчивается книга пророка Малахии. Вспоминая всё выше сказанное, будем готовить себя к приближающемуся Празднику Крещения Господня, к Великому Освящению, где Свет Христов просвещает всех!