Сретение Господне (Кто, Кого Встречает?)

Сегодняшний праздник имеет название – Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Вначале давайте определим, когда произошло это событие. Христос родился в Вифлееме, в окрестностях которого пастухи получили благую весть от ангелов. В том же городе на восьмой день было обрезание Младенца и наречение имени Иисус. Это было уже не в вертепе для скота, а в том доме – жилище, которое смог найти Иосиф за восемь дней. А на сороковой день, т.е. почти через полтора месяца пришли Иосиф и Мария с Младенцем Иисусом в Иерусалимский храм для принесения жертвы за первенца, которого по древней традиции закона Моисеева необходимо было посвятить Богу. Именно в этот момент и встречает их праведный Симеон и пророчица Анна. Только после этого пройдёт довольно продолжительное время (примерно около года), и в Вифлеем придут на поклонение Богомладенцу волхвы с востока. Потом будет бегство в Египет и пребывание там до смерти Ирода Великого, который умер в том же же году. Именно из Египта Святое Семейство возвратится в Назарет – родной город Иосифа. Но вернёмся к Сретению. Само слово «сретение» — старославянское и переводится, как «встреча». Иконографические образы этого праздника различны. Иногда Богомладенца держит праведный Симеон, иногда Богородица, иногда и Симеон и Богородица вместе. Между ними или пустота, или престол, а рядом две фигуры праведного Иосифа и пророчицы Анны. Первое упоминание о празднике мы находим в описание паломницы Этерии в конце IV века. Она называет его «сороковой день после Крещения». Памятники V века называют «сороковой день после Рождества Христова». Скорее всего, это произошло потому, что раньше Рождество праздновалось в один день с Крещением и единый Праздник назывался Богоявлением. Изначально праздник Сретения был местночтимым в Иерусалимской Церкви, потом перешёл в Константинополь и только в VI веке при императоре Юстиниане распространился на всю Византийскую империю. Именно тогда и закрепилось за ним празднование 2 февраля. На западе этот праздник относился не к событиям Рождества Христова и Крещению, а к праздникам Богородичным. Итак, перейдём к сути и смыслу Праздника. После Обрезания Господня на восьмой день прошли дни очищения, и по закону Моисея на сороковой день после рождения необходимо было «представить Младенца пред Господа» (Лк.2.22.) и принести соответствующую жертву. Для бедной семьи допускалось принесение пару голубей, что и было сделано праведным Иосифом и Марией (Лк.2.24). Далее евангелист Лука сообщает, что в Иерусалиме тогда был некий человек по имени Симеон – муж праведный и благочестивый… и Дух Святый был на нём. Т.е. этот человек был способен ощущать постоянное присутствие Божие в своей жизни и воспринимать духовный мир.  Неслучайно «Симеон» переводится, как «услышание», т.е. – способность слышать Бог. Ещё в Ветхом завете, для описания жизни праведников использовалось выражение «ходил пред Богом» (Енох, Ной, Давид, Езекия). Из Евангелия мы узнаём, что «ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк.2.26.). Предание о жизни Симеона более 300 (трёхсот) лет появляется у церковного историка Никифора Калиста только в XIV веке. До него никто об этом не упоминает. Если даже и брать во внимание свидетельство Никифора, то, скорее всего, переводы семидесяти толковников начатые при египетском царе Птолемее II были закончены относительно незадолго до Рождества Христова, следовательно, можно предположить, что праведный Симеон мог быть переводчиком некоторых частей Священного Писания Ветхого Завета. Евангелист Лука говорит о некоемом «вдохновении» (Лк.2.27), которое испытывал Симеон, идя в Иерусалимский храм. Т.е. он уже знал, что должно произойти что-то великое и важное! Интересно, что Божия Матерь понимала уникальность этой Встречи и доверила Богомладенца «рукам старческим» (Лк.2.28.). Это непостижимо, но в тот момент Человеческая жизнь Сына Божия зависела от силы старческих рук Симеона, как и жизнь Симеона зависела от Сына Божьего – Второго Лица Пресвятой Троицы. Взяв на руки Христа, он произнесёт известные нам слова, которые читаются или поются на каждом вечернем богослужении – это известная молитва «Ныне отпущаеши …». Как говорит апостол Павел «…для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (Флп.1:21). Вот и праведный Симеон не боится смерти, потому что встретил Бога при жизни. Он хочет умереть, чтобы жить с Ним вечно. Имея дар пророчества, живя в Духе Святом и, соприкоснувшись с Богом Живым, он предсказывает не только Славу народа Израилева и свет к просвещению язычников. Праведный Симеон обращается и к Пресвятой Богородицы, которая должна будет испытать сердечные муки, видя Искупительную смерть Спасителя. Поэтому, неслучайно известная нам Семистрельная икона Божьей Матери иногда называется, как – «Симеоново проречение».

Существует также различные мнения – кто же в этом событие кого встречает: Божья Матерь праведного Симеона, Симеон – Богомладенца Христа или Бог, как Второе Лицо Пресвятой Троицы – праведного Симеона. Давайте прочитаем ещё раз название Праздника. Оно звучит, как – Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Величание относится к Спасителю, кондак прославляет Пресвятую Богородицу. Есть праздничные антифоны на Литургии и входной стих – акценты Господского Праздника, но, если Сретение попадает на среду или на пятницу, пост сохраняется, что имеет место быть у Богородичных, а не Господских Праздников. На мой взгляд, очень ярко подчёркивает смысл сегодняшнего торжества одно церковное праздничное песнопение: «Не старец держит Меня, но Аз держу его – той у меня отпущение просит» (припев на девятой песни канона). Здесь явно подчёркивается христологический аспект этого Праздника.

Бог, умалившись в человеческое дитя, остаётся Вторым Лицом Пресвятой Троицы, изволивший воплотиться нашего ради спасения, показать в Себе истинный Свет и Правду всем уверовавшим в Него. Спаситель готов дать каждому уверовавшем в Него – мир, покой и счастье, как праведному старцу Симеону, дождавшемуся ВСТРЕЧИ С НИМ!

Иерей Иоанн Чигинов