Взяли, но до сих пор не вернули

(или заповедь «не укради» – для всех)

 

Сегодняшнее церковное торжество называется Перенесение мощей святителя и Чудотворца Николая в Бари. Это событие произошло в 1087 году. Ранее мощи святителя Николая находились в Мирах Ликийских (город, расположенный на южном побережье Малой Азии – нынешний город Демре). Что такое мощи?  Мощи или Реликвии – это сохранившиеся останки или личные вещи святого человека. В определении VII Вселенского собора (787г.) говорится о почитании святых мощей и получение через них освящение. Конечно, видя в христианине сосуд благодати Божией, мы в нём почитаем Бога – дивного во святых Своих. Читая его житие – хотим уподобиться ему в любви к Богу и ближнему, стремимся вести более духовную жизнь, основанную на высокой нравственности и смирении. К сожалению, в конце первого тысячелетия Западная Церковь переживает упадок, который характеризуется политическими интригами, покупкой церковных должностей (симонией), борьбой за главенство с королями и императорами. Просвещение и образование, заложенное ещё основателем западного монашества Бенедиктом Нурсийским попиралось жаждой богатства, власти и славы. Пошатнувшаяся нравственность, основанная на Слове Божием, ослабевшая вера в невидимое стало уступать место слепому суеверному, а иногда и корыстному поклонению видимому. Именно в это время у «латинян» была настоящая «охота» за мощами святых. У них уже был опыт перевозки мощей апостола и евангелиста Марка из Египта в Венецию ещё в начала IX века (Всё было без особого благоговения. Мощи положили в большую корзину под туши свиней, чтобы мусульмане не проверяли груз. Затем на корабле спрятали в складках собранного паруса. Самое главное, что после этого они хранились в домовой семейной Церкви венецианских дожей). Венеция уже прочно закрепила за собой наименование полу-купеческой, полу-пиратской державы, где выгода и прибыль были на первом месте. Они ещё не раз это докажут в период Крестовых походов. Вот и в 1087г. барские и венецианские купцы для престижа своего города и стимулирования торговли решили, будем говорить прямо, выкрасть мощи святителя Николая. Сразу поясним, что в Греческой Церкви хоть и упоминается это событие в календаре, но такого торжества, как у нас – нет. Для христиан Мир Ликийских – это трагедия, а не Праздник. Даже вывоз мощей проходил отнюдь не благочестиво. Четырёх оставшихся в храме монахов связали, устроили допрос с пристрастием (т.е. с угрозами, а, возможно, и пытками) и разломали мозаичный пол, под которым находилась гробница святителя Николая. Один из похитителей провалился, повредив останки, источавшие благовонное миро. Наскоро, что могли собрать, завернули в ткань, положили в деревянный ящик и поспешили на корабль. Люди, пытавшиеся их остановить, получили жёсткий отпор. Через год в городе Бари был построен храм, куда мощи торжественно перенёс Римский папа Урбан II (тот самый, который благословил западных рыцарей на I Крестовый Поход). Но этим дело не закончилось. Через восемь лет теперь уже венецианские грабители (по другому их просто не назовёшь) ещё раз приплыли в Миры Ликийские и так же, как и их предшественники с насилием и пытками заставили греческих монахов отдать им ранее отделённые части мощей святителя Николая, замурованные в полу храма. Конечно, всё это можно описать на языке агиографической литературы, используя благозвучные слова, как «перенесение мощей», «сохранение святыни» и благоуветливыми глаголами оправдывать то, что произошло в XI веке. Да, конечно, случаи вандализма со стороны турок были, но они были единичны, а не повсеместны. Именно жестокость и грабёж западных завоевателей разбудили в мусульманском мире нетерпимость к христианам.  Не будем забывать, что Миры Ликийские в то время уже были захвачены мусульманами, но такого грабежа и насилия, которое было уже позже при рыцарях монашеских военных орденов Византийская Империя не знала. Почему это произошло? Люди, которые не знают, как ответить, обычно говорят: «По Воле Божией». Но давайте скажем прямо, если, в то время мощи решили сохранить, то могли бы из благочестивых соображений перевести их хотя-бы в Константинополь, который до середины XV века сохранял статус столицы Византийской Империи. Но прошло уже почти тысяча лет и их не возвращают. Нельзя вернуть в нынешнюю Турцию – верните в любой греческий православный храм, но и этого нет. Т.е. если этот поступок был добрым, то спасённые мощи – верните обратно, а если нет, то это событие надо рассматривать, как Попущение Божие, но не Его Воля. Никакого одобрения местного епископа, никакого согласия местной общины, никаких обещаний, что это только на время… Пришли, украли, ушли. Угрозы, пытки монахов, разламывание гробницы нельзя оправдать ничем. У человека может быть склонность к обману, жажде наживы, воровству, но заповедь «не укради» дана Богом для всех. Страдающий по вине другого – спасается, но мучитель, не может оправдать свои злодеяния святой кончиной праведника. Если не раскается – во грехе умрёт. История тем и интересна, что, всматриваясь в её глубину, можно увидеть особый Промысл Божий, который врачует последствия греха и соделывыет всё ко благу. Современная Западная Европа почти забыла те христианские ценности, на которых выросла её идентичность, культура и образованность. Мощи святителя Николая, находящиеся до сих пор в Италии, привлекают множество паломников и, прежде всего, православных. Наши русские люди своим примером показывают, как нужно верить и как стремиться к спасению души. Вот и сегодня, совершая память святителя Николая, мы называем его «Правилом веры», «образом кротости», «воздержания учителем». Обращаясь в молитвах к этому Угоднику Божьему мы показываем всем, кому мы хотим подражать в духовной жизни. Пусть Пасхальная Радость, переполняющая каждого в эти дни будет видна всем людям, ищущим Бога по молитвам святителя и Чудотворца Николая!

Христос Воскресе!

Иерей Иоанн Чигинов