«Почему это так важно для нас?»
(память святых отцев I Вселенского Собора)
Сегодняшнее Воскресение именуется Седьмой Неделей по Пасхе. В этот день Церковь всегда вспоминает святых отцев I Вселенского Собора. Вселенские Соборы – это собрания православных епископов и других священнослужителей всех Поместных Православных Церквей. Соборы созывались с целью решения догматических вопросов Богопознания и Богопочитания. Обсуждение религиозных вопросов на принципе собороности было заложено ещё в ранней Церкви. В Книге Деяний описывается I Апостольский Собор, на котором был заложен основной принцип принятия соборных определений: «Угодно Святому Духу и нам» (Деян.15.28). В дальнейшем все постановления согласовывали со Священным Писанием и Священным Преданием.
Начинался IV век. После ряда военных компаний император Константин стал единодержавным правителем огромной империи. Закончилась эпоха гонений и христиане могли открыто исповедовать свою веру и совершать богослужения. Недавно языческая Римская империя постепенно вбирала в себя христианские взгляды, традиции. День Непобедимого Солнца (25 декабря) был заменён на Праздник Рождества Христова (Скорее всего это было связано с видением Константину Великому перекрещивающим солнце Креста с надписью: «Сим победиши» при решающей битве с Максентием 28 октября 312 года.), а с 321 года (7марта) воскресение было провозглашено днём отдыха или, говоря по-современному, выходным. Государство финансировало строительство новых храмов, давало льготы и права Церкви. Оттолкнувшись от консерватизма иудейских традиций, от национальных языческих культов Христианская Церковь стала призывать ко Спасению всех. Казалось, наступила пора покоя и процветания. Но мир был нарушен. На Востоке начались споры между епископом Александром Александрийским и пресвитером Арием. К тому времени ещё не было общего Символа Веры и главные догматы Христианства только начинали формироваться. Такие понятия, как «личность (лицо)», «природа», «сущность», «энергия», «воля» ещё могли иметь разные значения и толкования. В Евангелии от Иоанна предельно ясно было написано: «Я и Отец Одно» (Ин.10.30). Но Арий в это изречение не верил и стал называть Троицу – ЕдИнницей. Удивительно, но к нему примкнула около трети клириков, среди которых были и приближенные к императору епископы. Константин Великий не сильно вникал в догматический смысл спора и, как любой правитель, хотел мира и согласия. И, конечно, государство должно было понимать, на какую Церковь можно опираться всей Римской Империи. Так назрела необходимость в чёткости понятий. Император настоял, чтобы собор провели в Никее (совр. Изник) ближе к своей резиденции в Никомедии (совр. Измит) для лучшего контроля, хотя изначально планировали собраться для обсуждения в Анкире (совр. Анкара). Константинополь будет основан только через пять лет в 330г, где в будущем пройдут II, V, VI Вселенские Соборы и Торжество Православия. Историки сообщают о епископах и пресвитерах Карфагена, Испании, Британии, Рима, Галлии, Армении, Персии, Индии. Так же были священнослужители из Германии (епископ Готский), Скифии, Кавказа и из Боспорского царства (Крым, Керченский пролив). С одних восточных областей прибыло около трёхсот епископов. Впервые все епископы со всего мира могли встретиться вместе и увидеть друг друга. Жалко, что сейчас это сделать невозможно. Современные Поместные Церкви стали больше ассоциироваться с независимыми друг от друга приходами, которые не хотят терять своей значимости и очень настороженно относятся к любым контактам между собой. Всё решается на местном уровне без согласования с другими Поместными Церквями. Апостольский принцип «Христианство без границ и без национальностей», основанный на общей любви, доверии и уважении с каждым последующим веком уходил в прошлое (западные епископы положили тому начало). Но продолжим.
Империя оплачивала проезд, почтовых лошадей и все дорожные расходы. Епископы должны были съехаться в Никею к 20 мая 325 года. 14 июня император Константин официально открыл заседания Собора, который продолжался до 25 августа. Все документы были скреплены подписями участников и утверждены императорской печатью, что придавало им силу государственных законов. Благодаря сохранившимся отрывкам первоначальных документов, до нас дошёл изначальный текст Символа веры с приложенным к нему анафематствованием несоглашавшихся с ним, двадцать канонических правил, а также послание к Александрийской Церкви. Подлинные акты (или определения) Собора, как и перечень подписавшихся под «деяниями» епископов до нас не дошли. На Соборе активно участвовали такие отцы Церкви, как св. Осия Кордубский и ещё в качестве диакона св. Афанасий Великий. Исследователи склоняются к тому, что именно они посоветовали Константину Великому внести в изначально предложенный Евсевием Кесарийским Символ Веры известное слово омоусиус – единосущный (Удивительно, но перед смертью Константин Великий принял св. Крещение именно от Евсевия Кесарийского, явно симпатизирующего арианству…). Считается, что на I Вселенском Соборе присутствовали также Спиридон Тримифунтский и Николай Мирликийский. Святой Афанасий Великий считал, что всех представителей было 318 человек. Предполагается, что протоколировать дискуссии начали только на III Вселенском Соборе, поэтому у нас, к сожалению, нет точных сведений, как проходила полемика. Помимо основных положений, было установлено праздновать Праздник св. Пасхи по примеру Римской Церкви, уделяя внимание трём критериям: первое воскресение после полнолуния и после весеннего равноденствия (и не совпадение с еврейской Пасхой). Также был установлен минимальный срок подготовки к таинству Крещения не менее сорока (40) дней. Вплоть до VII века, особенно в западных варварских королевствах (совр. Италия, Испания, вост. Германия) арианская ересь ещё сохранялась, а потом её отголоски стали встречаться уже у восточных славян в IXв (совр. Чехия, Словакия, Австрия, Венгрия, Польша). В поздних религиозных сектах (польские братья XVI в., унитарии XVIII в., свидетели Иеговы XIX в. и даже у мусульман) тоже видны следы арианского учения.
Почему это так важно для нас? Для того, чтобы отличить своих от чужих, чтобы понимать, где ещё Христианство, а где уже что-то совсем другое. Непостижимость и Непознаваемость Бога требуют от нас формулирование таких понятий – догматов, смысл которых основывается на Священном Писании и Священном Предании. Практическая жизнь по вере определяется канонами – правилами, предписаниями и дисциплинарными нормами, следование которым помогает верующим в повседневной жизни. Обряды – это различные формы совершения богослужения, устройство, архитектура храмов, иконопись и церковные распевы на службах. Это всё формируется, исходя из различных национальных и географических особенностей Поместных Православных Церквей. Традиции каждого отдельного прихода основываются на личном опыте церковнослужителей, их грамотности и образованности. Ну а частное богословское мнение – это любые высказывания священнослужителей на различные темы, если это не затрагивает церковные догматы и канонические правила. Все эти понятия надо различать, чтобы главное – не сделать второстепенным, а мене важное и изменяемое – не довести до уровня непререкаемого закона.
Именно догматическое богословие, которое активно стало развиваться с I Вселенского собора положило началу строительству крепостных стен, которые не сдерживают, а сохраняют то, что за ними. То, что дорого и ценно, мы бережём и боимся потерять. Апостолы не писали учебника по догматики, но они говорили то, на чём основывалась их вера. Их неповторимый опыт Богопознания дал возможность каждому из нас увидеть во Христе Бога Истинного, Единосущного Богу Отцу и Духу Святому. Вспоминая сегодня святых отцов I Вселенского Собора, воскликнем Воскресшему Спасителю по примеру Апостола Фомы: «Господь мой и Бог мой!» (Ин20,27.) Аминь.
Священник Иоанн Чигинов