Илия – огненный пророк и собеседник Христа
2 августа православная церковь празднует День памяти пророка Илии – одного из наиболее почитаемых святых Ветхого Завета. Это первый библейский святой, которому стали молиться на Руси.
В IX веке, еще до крещения Руси Владимиром, во времена правления княгини Ольги, в Киеве был построен соборный храм, посвященный пророку Илие. Мы ничего не знаем о происхождении пророка Илии, о его родословии, и даже его имя, возможно, не является именем собственным. «Элийаху» на древнееврейском языке значит «Яхве — мой Бог».
Существует мнение, что это имя пророк взял себе во время противостояния со жрецами Ваала. По преданию, дошедшему до нас от святого Епифания Кипрского, при рождении пророка его отец видел, как «некие благообразные мужи пеленали его огнем и питали пламенем огненным». И младенец действительно стал ревностным, пламенным служителем единого Бога.
Пророк Илия – одна из самых ярких фигур в ветхозаветной истории.
Он родился в иудейском городе Фесвия (Фисвы) три тысячи лет назад, в IX веке до Рождества Христова, во времена царя Ахава, при котором Израиль, отринув истинного Бога, начал служить языческим богам Ваалу и Астарте. Обличение ложных богов и нечестивых жрецов стало главным делом Ильи.
На горе Кармил он призывает жрецов Ваала свести огонь на жертвенник, и когда им это не удается, то обращает свою молитву к Богу Яхве, вызывает небесный огонь и прямо у жертвенника казнит жрецов ложных богов. «Илья – человек страстный, с буйным характером! И при этом он полностью открыт Богу. Так он себя и являет, когда соревнуется с пророками Ваала.
Он издевается над ними, наслаждается: «Ну что же ваш бог спит? Он, наверное, заснул? Он, может, куда-то отлучился. Почему он не низводит огонь в ответ на ваши мольбы? Вы же так молитесь!». Ведь эти пророки не просто молились, они входили в религиозный экстаз, кололи себя ножами, хлестала кровь – уж так они веровали в своего бога. И вдруг – пшик! Ничего нет. А Илья трижды поливает водой свою жертву и дрова, окапывает рвом с водой – и огонь ниспадает мгновенно.
Как это физически происходило, мы не будем говорить – как-то произошло, его вера в Бога исполнилась. И Илья, вполне возможно, как человек отождествил этот знак с откровением самого Бога, решив, что Бог именно таков: Он огонь, Он сила». «По-человечески Илья в какой-то момент изнемог и возопил. Библия это передает с невероятным драматизмом, откровенностью.
Этот мощный, могучий человек вдруг говорит: «Довольно уже, я умереть хочу! Я больше не могу! Пророков Твоих, Господи, убили, жертвенники Твои разрушили, я один остался, и за мной гонятся, моей души ищут». Что говорит ему Господь? «Не спеши, у тебя еще все впереди, ты еще только начал, иди, дорога долгая пред тобою. Встань, ешь и пей» Согласно Священному Преданию, в истории человечества есть всего три человека, взятых на небо живыми: апостол Иоанн, Енох и Илия.
Причем если о Енохе возможны различные толкования (в 5-й главе книги Бытия о его уходе из земной жизни сказано туманно: «не стало его, потому что Бог взял его»), а об Иоанне мы знаем только из Предания, то о пророке Илии конкретно сказано в Библии: «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо» (4 Цар.2:11). Да, мы не можем низвести огонь с неба. Но мы можем зажечь спичку, испечь лепешку — и накормить ею пророка, как вдова-сидонянка.
С нами Господь не говорит Лицом к лицу, как с Илией, но и мы общаемся с Ним — в клети нашего сердца. Так уподобимся же святому пророку в ревности. Даже наше маленькое молитвенное правило, даже наше лилипутское служение да будет проникнуто духом ревности. Будем помнить постоянно слова нашего Господа: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся»! (Лк.12:49).
Этот огонь и есть Божественная ревность, которая заставляет нас побеждать свою лень, небрежение, гордость, и все остальное, что стеной стоит между каждым человеком и Христом.
Этим же огнем и да даст нам Господь попалить все препоны врага нашего супостата. Аминь.