Воскресное чтение (притча о сеятеле)

В сегодняшнем чтении из Евангелия мы слышали притчу о сеятеле. Она описывается всеми синоптиками с небольшими отличиями.

Если посмотреть последовательность Четвероевангелия, то эта притча была первой, сказанная Господом народу. Не случайно по Евангелию от Матфея, ученики потом спросили Христа: «для чего притчами говоришь им» (Мф.13.10)? Интересен был ответ Христа: «Вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они, видя не видят и слыша, не разумеют» (Мф.13.11,13.).

Что это значит?

Мы часто слышим известные христианские истины, Евангельские повествования, но сердце наше молчит. Ум через слышание воспринимает информацию, но в душе ничего не происходит. Но иногда какой-то жизненный пример или сравнение с повседневной жизнью откладываются в нашей памяти, а иногда и остаются ориентиром на всю жизнь. Так и для слушателей того времени сравнительные образы и примеры усваивались лучше и запоминались надолго.  Сеятель, земля, горчичное семя, верблюды, масличные светильники, зарытые монеты, пастух, пропавшая овца, волки, виноградник и, конечно, свадебный пир – вот что окружало людей, слушающих Христа. Как для них, так, порой, и для нас проще выслушать понятную и доступную для разумения историю, чем объёмный богословский доклад, насыщенный догматическими терминами и понятиями.  Нам нужно всегда задумываться, в какой форме мы хотим донести собеседнику Христианские истины и, что, самое главное, пойдёт ли это ему на пользу. Необходимо учитывать и возраст, и образование, его увлечения, работу и семейное положение. Главное помочь, а не отторгнуть человека своими высокопарными и благоуветливыми глаголами. Торопливость здесь неуместна. Как в сегодняшней притче, Слово Божие, подобно семени должно в начале укорениться, потом постепенно набрать силу и только потом будет прорастать и давать ожидаемый урожай. У Бога всё своевременно… И так притча о сеятеле.

Образ очень простой. Сеятель вышел сеять, и семена попали на разный грунт. От того какая была почва повлияло на урожай, который хотел собрать сеятель. Конечно, Сеятель – Христос, а семя есть Слово Божие. Позже апостол Пётр, обращаясь к верующим в своём соборном послании, тоже будет заимствовать этот образ. Он писал первым последователям Христа о возрождении не от тленного семени, но от нетленного, от «Слова Божьего – живого и пребывающего во век» (1Петра.1.3.). При первом прочтении притчи сразу бросается в глаза, как расточительно сеятель кидает семена. Он не выбирает хорошую на вид землю, а бросает, в прямом смысле слова, «куда попало». Да, Богу не жалко Своих Даров. Он жалеет всех людей, в надежде на то, что, а вдруг и в трещине асфальта пробьёт росток…

Так, семя, упавшее при дороге, ассоциируется с теми, кто слышит Слово Божие, но гордость и греховные помыслы не дают даже укорениться упавшему семени. Самооправдание, укоренённые страсти, зашкаленный самоцен, как ядовитая кислотная смесь убивает в нас все благие пожелания и намерения на спасение души. Семя не приживается. О таких псевдохристианах обычно так и говорят – «неглубокий человек». Упавшее при дороге похищается диаволом и человек становится безблагодатным.

Иное упало на камни. Это те, кто принимает Слово Божие, как написано, «с радостью» (Мф.13.20.). К сожалению, очень часто люди в Христианстве, видят эмоциональное переживание Праздников, фееричное освящение вербочек, пасхальных куличей, яблок, мёда, купание в источниках и т.д. Это всё прекрасно, где-то даже весело и забавно… Но вот приходит испытание веры, т.е. возникают такие жизненные обстоятельства, которые напрямую ставят перед человеком вопрос: «Ты как сейчас поступишь – как христианин или как все?» «Ты в своей душе укоренил данное тебе Богом Слово Божие или нет?» Евангелисты Матфей и Марк повествуют о таких людях, которые, «когда настанет скорбь или гонение за слово тотчас соблазняются» (Мф.13.21, Мк.4.17), а Лука дополняет: «временем веруют, а во время искушения (в значении – испытания) отпадают» (Лк.8.13). Прекрасные цветы и растения мы видим весной и летом. Внешне они восхищают, но приходит осень, а затем зима с лютыми морозами, и те, кто без корня – погибают. Необходима покраска стен храма, реставрация икон, пошив новых церковных облачений, но все эти формы имеют относительное значение к тому главному основанию, без которого наше благолепное строение не устоит. «И пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Мф.7.27.) Всё внешнее очень хрупко, если не основано на твёрдом фундаменте Слова Божия. Постараемся, создавая формы, не забывать о содержании.

Упавшее в терние. Это те люди, кто действительно принимают в сердце Благую Весть. Они действительно стремятся жить по-христиански. У них хватает даже влаги для того, чтобы посеянное Слово дало корень и начало «укореняться» в душе. Люди приходят на первую исповедь, Причащаются, слушают проповеди и видно, что в них есть потенциал духовного роста. Но постепенно у них возникают другие дела, проблемы, и вот уже «попечение о плоти» «превращается в похоти» (Рим.13.14.). Ростки Слова Божьего, чуть было давшие свежие всходы, «не пропалываются», и заботы, мирские удовольствия, как сорняки пускают свои разрастающиеся корни. Подобно борщевику и сныти они заглушают и доброту, и жалость, и любовь. На грядке души в своём страшном великолепии прочно укореняется бурьян страстей, корень которых – себялюбие! Многое нужно нам в этой жизни, многим и пользуемся. Главное только, чтобы все наши мирские потребности не пустили корней в сердце. И лопата, порой, не поможет выкорчевать разросшийся лопух или репейник. Да не заглушится в нашем сердце посеянное Слово Божие удовольствиями и заботами мира сего…

Последний тип почвы – это, конечно, чернозём. А может быть и не чернозём, а обычная земля, за которой просто ухаживали, поливали, удобряли и своевременно пропалывали. Именно такая земля даёт урожай, превосходящий посев в сто раз. Отчасти эта притча напоминает нам притчу о талантах. Там так же разумный предприниматель увеличивает сумму монет, полученную от Господина в 30, 60 и 100 крат. Интересно заканчивает эту притчу евангелист Лука: «А упавшее на добрую землю, это те, которые услышав слово, хранит его в добром и чистом сердце и приносит плод в терпении» (Лк.8.15.). Чистое сердце и терпение – это ещё одно условие для того, чтобы Слово Божие, посеянное в нашей душе, не только укоренялось, но и продолжало расти.

Что же самое важное в этой притче? То, что Бог спасает человека не без участия самого человека. По словам учителя Церкви второго века и философа Тертулиана: «Душа по природе христианка…, она взором своим обращается к небу… она, конечно знает жилище Бога живого» (Тертулиан. Апологетик. 17.6.). Она интуитивно стремится к той духовной жизни, источник которой проистекает в Боге. Господь щедро, в избытке подаёт (или словами притчи – рассеивает) благодатные дары. В душу каждого из нас было кинуто семя (а может и не одно!) – желание, благодатный порыв приобщиться к добру и свету через Слово Божие. Оценим же этот Дар!

Будем не только слышать, но и исполнять услышанное. Добрыми делами, жалостью к людям постараемся размягчать окамененную почву нашего сердца, пропалывать сорняки удовольствий мира сего, чтобы суета сует не пустила корни в нашу душу.

Подобно доброй земле представим Богу нашу душу омытую, очищенную, удобренную, способную не только воспринимать, но и преумножать и приносить Богу добрый плод, кто в тридцать, кто в шестьдесят, а кто в сто раз (по МФ.13.23.)!  Аминь.

Иерей Иоанн Чигинов