Первые три века жизни Церкви — когда быть христианином было не выгодно, а часто просто смертельно опасно — обращение к Церкви предполагало очень глубокое, серьёзное решение, люди, приступавшие к Причастию, делали это с глубоким сосредоточением и серьёзностью.
Но когда христианство стало разрешённой, а потом и государственной религией, общий уровень неизбежно упал, церкви наполнились людьми, не слишком серьёзно относившимися к таинству.
У святого Иоанна Златоуста и других святых отцов мы находим обличения нерадивых христиан, которые, ожидая свой очереди подойти к Чаше, болтали друг с другом и вообще вели себя неподобающе. Чтобы вернуть в атмосферу Причастия тишину и благоговение, появилось обязательное Правило ко Святому Причащению.
Современное молитвенное правило ко Святому Причастию начинает формироваться к X–XI ст. в монашеской среде. На эту же благочестивую традицию стали ориентироваться и благочестивые миряне. И таким образом практика особенной молитвенной подготовки перед принятием Святых Христовых Тайн распространилась повсеместно и стала церковным обычаем.
На сегодняшний день одним из главных документов в отношении темы причащения является Документ, одобренный на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви, прошедшем 2-3 февраля 2015 года под названием: «Об участии верных в Евхаристии».
В нем есть следующее положение:
«Неизменной частью молитвенной подготовки является Последование ко святому причащению, состоящее из соответствующего канона и молитв.
- Молитвенное правило обычно включает в себя каноны Спасителю, Божией Матери, Ангелу Хранителю и другие молитвословия.
- Во время Светлой седмицы молитвенное правило состоит из Пасхального канона, а также канона и молитв ко святому причащению.
- Личное молитвенное правило должно совершаться вне богослужений, которые всегда предполагают соборную молитву.
- Особенное пастырское внимание требуется в отношении людей, духовный путь которых в Церкви лишь начинается и которые еще не привыкли к длительным молитвенным правилам, а также детей и больных.
- По благословению духовника упомянутое правило может быть заменено иными молитвословиями».