Великая Пятница

14 апреля СТРАСТНАЯ ПЯТНИЦА — самый тяжелый и скорбный день для всех православных христиан. Воспоминаем Крестные страдания и смерть Спасителя.


Утром читают Царские часы — первый, третий, шестой и девятый, после них изобразительны. Начало в 08:30.

Литургии НЕ ПОЛОЖЕНО.

Днем вынос Плащаницы. Сопереживание смерти Спасителя.

В 14:00 начнется вечерня, за которой Плащаницу износят из алтаря и полагают в центре храма — во «гробе» — возвышении, украшенном цветами, в знак скорби о смерти Христа. Несмотря на уставной запрет на коленопреклонение, при износе Плащаницы из алтаря преклонение колен в трепете перед Святыней является благочестивым обычаем.

В 18:00 утреня. Погребение Плащаницы.  Утреня начинается, как надгробная служба. Поют погребальные тропари, совершают каждение. Во время богослужения совершается крестный ход — обносят Плащаницу вокруг храма и негромко поют погребальное «Святый Боже». Крестный ход провожают погребальным звоном колоколов. По окончании чина погребения Плащаницу подносят к царским вратам, а после помещают обратно посреди храма и оставляют до позднего вечера Великой субботы. Уже во время полунощницы Плащаницу уносят в алтарь и возлагают на Престол, где она и находится до отдания Пасхи.

 


...И была над Ним надпись, которую приказал сделать Пилат: «Сей есть Иисус Назорей, Царь Иудейский». Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий. Да сбудется сказанное в Писании в псалме Давида:

«Разделиша ризы Мои себе и о одежди Моей меташа жребий»

Пред крестом стоял народ и смотрел.

 

Проходившие злословили Его, качая головами своими: «Спаси Себя Самого. Если Ты Сын Божий, сойди со креста». Насмехались и первосвященники и старейшины и фарисеи:

«Иныя спасе, да спасет и себе, аще той есть Христос Божий избранный»

Видя все это и слыша, Господь Иисус сказал:

«Отче отпусти им, не ведят бо, что творят»

При Кресте стояли Матерь Иисуса и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. 

Один из разбойников, распятых с Господом, поносил Его и злословил, говоря:

«Аще ты еси Христос, спаси себе и наю»

Другой же, напротив, унимал его и говорил: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». И сказал Иисусу:

«Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии си»

И сказал ему Иисус:

«Аминь глаголю тебе, днесь со мною будеши в раи»

Около шестого часа от восхода солнца сделалась тьма по всей земле и продолжалась до часа девятого, и померкло солнце. В девятом часу возопил Иисус громким голосом:

«Eloi Eloi Lama Sabachthani?»

Что означало: «Боже мой, Боже мой! Для чего Ты Меня оставил?»

И сказал:

«Отче, в руце твои предаю дух мой»

И, преклонив главу, испустил дух.



…Ударяют печально, к Плащанице. Путается во мне и грусть, и радость: Спаситель сейчас умрет… и веселые стаканчики, и миндаль в кармашке, и яйца красить… и запахи ванили и ветчины, которую нынче запекли, и грустная молитва, которую напевает Горкин, — «Иуда не-че-сти-и-вый… си-рибром помрачи-и-ися…» Он в новом казакинчике, помазал сапоги дегтем, идет в церковь…

…В церкви выносят Плащаницу. Мне грустно: Спаситель умер…

Отрывок из романа И.Шмелева «Лето Господне»


В пятницу в нашем Святом храме богослужения пройдут следующим порядком:

08:00

  • ЦАРСКИЕ ЧАСЫ
  • ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫ 

14:00

  • ВЕЧЕРНЯ. ВЫНОС ПЛАЩАНИЦЫ.

18:00

  • УТРЕНЯ. ПОГРЕБЕНИЕ ПЛАЩАНИЦЫ.

Великая Суббота

1 мая наступает Великая суббота. В этот день Церковь воспоминает погребение Господа Иисуса Христа, пребывание Его тела во гро­бе, сошествие душею во ад для возвещения там побе­ды над смертью и избавления душ, с верою ожидав­ших Его пришествия, введение разбойника в рай. Вместе с тем предуказывается и славное Воскресение Христово.

08:30

  • Вечерня
  • Божественная литургия св. Василия Великого

В течение Великой субботы в нашем храме будет происходить освящение традиционной пасхальной пищи — яиц, куличей, творожных пасх. Освящение начнется по окончании Божественной литургии около 10 часов утра, и продлится до 20:00 вечера.

10:00-20:00

  • Освящение куличей

Для готовящихся причаститься Святых Христовых Тайн на праздничной Пасхальной Литургии будет проводиться чин общей исповеди. Просим обратить внимание, что приступать к Причастию без исповеди, даже в этот Светлый Праздник, НЕ БЛАГОСЛОВЛЯЕТСЯ!

22:00

  • Чин общей исповеди

Вечером в храме будут читаться Деяния святых апостолов, содержащие непреложные свидетельства Воскресения Христова, после чего последует полунощница с каноном Великой Субботы. После 9-й песни, при пении (на катавасию) ирмоса: Не рыдай Мене, Мати бывает каждение вокруг Святой Плащаницы, затем священник поднимает ее на главу и уносит (Ликом к востоку) в алтарь через царские врата, которые тотчас закрываются. Св. Плащаница полагается на престоле и находится там до отдания Пасхи — в воспоминание того, что Христос Спаситель после Своего Воскресения пребывал на земле 40 дней.

23:20

  • Полунощница

По окончании полунощницы начинается торжественный крестный ход вокруг храма, чтобы встретить Христа вне его, подобно мироносицам, встретившим воскресшего Господа вне Иерусалима. В этот момент народ вместе со священнослужителями начинает петь, сначала тихо, потом все громче стихиру:

ВОСКРЕСЕНИЕ ТВОЕ, ХРИСТЕ СПАСЕ АНГЕЛИ ПОЮТ НА НЕБЕСЕХ,

И НАС НА ЗЕМЛИ СПОДОБИ ЧЕСТНЫМ СЕРДЦЕМ ТЕБЕ СЛАВИТИ

После, в притворе при затворенных дверях храма начинается пасхальная утреня возгласом Слава Святей и пением Христос воскресе со стихами по пасхальному чину.

00:00

  • Светлая Пасхальная заутреня

 

При пении после Слава, и ныне второй половины тропаря Пасхи (И сущим во гробех живот даровав) церковные двери отворяются, духовенство и молящиеся входят в храм.

После великой ектении поется пасхальный канон, составленный св. Иоанном Дамаскиным. Начальные слова ирмоса каждой песни запеваются в алтаре, а хор продолжает следующие за этим слова ирмоса. Каждая песнь заканчивается повторением ирмоса и пением трижды тропаря Христос воскресе.

На каждой песни канона совершается каждение. Благочестивая традиция предполагает во время каждой песни изменять цвет облачений у священнослужителей.  Кадя народ, священник приветствует молящихся словами: «Христос воскресе!». Верующие отвечают: «Воистину воскресе!» и, взирая на Крест в руке священника, осеняют себя крестным знамением. По каждой песни — малая ектения.

По окончании Светлой Пасхальной заутрени совершается Божественная литургия св. Иоанна Златоуста.

Царские врата главного алтаря и всех приделов бывают отверстыми в продолжение всей Светлой седмицы.

 


Великая суббота в рассказе В. А. Никифорова-Волгина

 


…Ночь. Смотрю на образ, и все во мне связывается с Христом: иллюминация, свечки, вертящиеся яички, молитвы, Ганька, старичок Горкин, который, пожалуй, умрет скоро… Но он воскреснет! И я когда-то умру, и все. И потом встретимся все… и Васька, который умер зимой от скарлатины, и сапожник Зола, певший с мальчишками про волхвов, — все мы встретимся т а м. И Горкин будет вырезывать винограды на пасочках, но какой-то другой, светлый, как беленькие души, которые я видел в поминаньи. Стоит Плащаница, в церкви, одна, горят лампады. Он теперь сошел в ад и всех выводит из огненной геенны. И это для Него Ганька полез на крест, и отец в Кремле лазит на колокольню, и Василь Василич, и все наши ребята — все для Него это! Барки брошены на реке, на якорях, там только по сторожу осталось. И плоты вчера подошли. Скучно им на темной реке, одним. Но и с ними Христос, везде… Кружатся в окне у Егорова яички. Я вижу жирного червяка с черной головкой с бусинками-глазами, с язычком из алого суконца… дрожит в яичке. Большое сахарное яйцо я вижу — и в нем Христос.
Великая Суббота, вечер. В доме тихо, все прилегли перед заутреней. Я пробираюсь в зал — посмотреть, что на улице. Народу мало, несут пасхи и куличи в картонках. В зале обои розовые — от солнца, оно заходит. В комнатах — пунцовые лампадки, пасхальные: в Рождество были голубые?.. Постлали пасхальный ковер в гостиной, с пунцовыми букетами. Сняли серые чехлы с бордовых кресел. На образах веночки из розочек. В зале и в коридорах — новые красные «дорожки». В столовой на окошках — крашеные яйца в корзинах, пунцовые: завтра отец будет христосоваться с народом. В передней — зеленые четверти с вином: подносить. На пуховых подушках, в столовой на диване — чтобы не провалились! — лежат громадные куличи, прикрытые розовой кисейкой, — остывают. Пахнет от них сладким теплом душистым…

«Лето Господне» (1927—1948) — повесть русского писателя И. С. Шмелёва, одно из самых известных произведений автора. Был издан в полном варианте в Париже в 1948 г. Состоит из трёх частей: «Праздники», «Радости», «Скорби». «Праздники» были изданы отдельно в 1933 г. в Белграде. Книгу Шмелев посвятил И. А. Ильину и его жене Наталье. Это автобиографическое произведение, которое описывает жизнь в патриархальной купеческой семье глазами маленького мальчика. Русский уклад жизни описывается через церковный богослужебный год, начиная с Великого Поста: показаны не только церковные службы, молитвы, паломничества, но и семейный быт: традиционные праздничные и постные блюда, обычаи.