В Великий Понедельник православная Церковь вспоминает ветхозаветного патриарха Иосифа Прекрасного, проданного собственными братьями за 20 монет, заточенного в темницу и явившегося прообразом будущих страданий Иисуса Христа. Из зависти к целомудрию и уму его братья бросили Иосифа в глубокий ров, а отцу сказали, что его разорвал дикий зверь.
Непосредственным действием промысла освобожденный из темницы Иосиф господствует над Египтом; Иисус Христос, по восстании Своем из гроба, приемлет власть над миром. Иосиф во время семилетнего голода питал всех, шедших к нему за хлебом; Иисус Христос соделался для нас небесным хлебом для вечной жизни.
Следующее воспоминание Великого Понедельника это изгнание торговцев из Храма. «Дом Отца Моего не делайте домом торговли» говорил Иисус Христос торговцам голубями.
Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим
И нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег.
И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул.
И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дóма Отца Моего не делайте домом торговли.
При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня — Ин. 2:17-18
На другой день после Своего торжественного входа во Иерусалим Иисус Христос со Своими учениками возвращался из Вифании в святой град. На пути увидел Он бесплодную смоковницу.
«Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек». — Мф.21:18-19
Практически все молитвы и службы на протяжении дня проводятся в память бесплодной смоковницы. На этом дереве и основывается история праздника, а также его смысл.
Читается особый отпуст:
«Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых…».