13 апреля Великий Четверток. Воспоминание Тайной Вечери — последней трапезы Христа со своими учениками перед Крестными Страданиями и смертью. В этот день было установлено Таинство Причастия Святых Христовых Тайн.



В этот день в нашем Святом Храме Богослужения пройдут следующим порядком:

07:00

ЛИТУРГИЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО (ранняя)

10:00

ЛИТУРГИЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО (поздняя)

18:00

УТРЕНЯ (с чтением Страстных Евангелий) — после, с зажженными свечами, христиане расходятся из храма, скорбя от пережитого, но в глубине души уже ожидая Воскресения.


…Я несу от Евангелий страстную свечку, смотрю на мерцающий огонек: он святой. Тихая ночь, но я очень боюсь: погаснет! Донесу — доживу до будущего года. Старая кухарка рада, что я донес. Она вымывает руки, берет святой огонек, зажигает свою лампадку, и мы идем выжигать кресты. Выжигаем над дверью кухни, потом на погребице, в коровнике…
— Он теперь никак при кресте не может. Спаси Христос… — крестясь, говорит она и крестит корову свечкой. — Христос с тобой, матушка, не бойся… лежи себе.
Корова смотрит задумчиво и жует.
Ходит и Горкин с нами. Берет у кухарки свечку и выжигает крестик над изголовьем в своей каморке. Много там крестиков, с прежних еще годов.
Кажется мне, что на нашем дворе Христос. И в коровнике, и в конюшнях, и на погребице, и везде. В черном крестике от моей свечки — пришел Христос. И все — для Него, что делаем. Двор чисто выметен, и все уголки подчищены, и под навесом даже, где был навоз. Необыкновенные эти дни — страстные, Христовы дни. Мне теперь ничего не страшно: прохожу темными сенями — и ничего, потому что везде Христос…

отрывок из романа «Лето Господне» И.Шмелева.


Страстные Евангелия:


1) Ин.13:31-18:1. (Прощальная беседа Спасителя с учениками и Его первосвященническая молитва за них).
2) Ин.18:1-28. (Взятие Спасителя в саду Гефсиманском и страдания Его у первосвященника Анны).
3) Мф.26:57-75. (Страдания Спасителя у первосвященника Каиафы и отречение Петра).
4) Ин.18:28-40,19:1-16. (Страдания Господа на суде у Пилата).
5) Мф.27:3-32. (Отчаяние Иуды, новые страдания Господа у Пилата и осуждение Его на распятие).
6) Мк.15:16-32. (Ведение Господа на Голгофу и Его крестные страдания).
7)Мф.27:34-54. (Продолжение повествования о крестных страданиях Господа, чудесные знамения, сопровождавшие Его смерть).
8) Лк.23:32-49. (Молитва Спасителя на Кресте за врагов и раскаяние благоразумного разбойника).
9) Ин.19:25-37. (Слова Спасителя с креста к Богородице и апостолу Иоанну и повторение сказания об Его смерти и прободении).
10) Мк.15:43-47. (Снятие тела Господа с Креста).
11) Ин.19:38-42. (Участие Никодима и Иосифа в погребении Спасителя).
12) Мф.27:62-66. (Приставление стражи к гробу Спасителя и запечатание гроба).


О Богослужениях.


На всех часах — тропарь и кондак Триоди.

Особенностью 1-го часа является чтение после Богородична часа паремии из книги пророка Иеремии, в которой изображается кротость Божественного Страдальца и злоба Его врагов. Чтение паремии предваряется и заключается пением прокимнов: тропарь пророчества, прокимен, паремия и еще один прокимен.

К часам присоединяются изобразительные, после которых служится Литургия свт. Василия Великого, соединенная с вечерней.

Кафизмы нет.

После стихир на Господи воззвах и входа с Евангелием читаются три паремии из книг: Исход, Иова и пророка Исаии (1-й прокимен, паремия, 2-й прокимен, паремия, паремия)

После третьей паремии произносится малая ектения, поется Трисвятое и далее – обычным порядком литургия св. Василия Великого.

Поется Трисвятое.

Прокимен, глас 7: Князи людстии собрашася вкупе на Господа и на Христа Его. Стих: Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным.

Читается Апостол и Евангелие (составное).

Далее по чину Литургия свт.Василия Великого.

Литургия Великого Четверга — это одна из тех Литургий, на которых нет Херувимской песни. Вместо нее в этот день трижды поется Вечери Твоея тайныя — дважды до перенесения Святых Даров, третий раз — после перенесения Даров.

Задостойник — Странствия Владычня

Вместо причастного стиха и стиха: Тело Христово приимите (при причащении народа), и вместо: Да исполнятся уста наша также поется песнь: Вечери Твоея тайныя, в которой содержится обличение Иуды и исповедание благоразумного разбойника.