Наступил Новый 2019 год от Рождества Христова. Мы подвели итоги прошедшего года, задумались о сделанных ошибках, повесили на стены новые календари и настроились прожить наступивший год как бы с нового листа, оставив позади ссоры, обиды, лень, вооружившись хорошим настроением, бодростью и дерзновением к достижению намеченных целей. Наша главная цель — духовное возрастание, стяжение духа мира и тишины, доброты и радости. Но каков тот путь, который позволит приблизиться к этой цели?


Дорогие братья и сестры!

Сердечно поздравляю вас с Новым годом и Рождеством Христовым!

По сложившемуся сегодня календарю мы сначала собираемся за новогодним столом, а через неделю идем
в храм на ночную службу и встречаем рождающегося Христа, Спасителя мира, несем эту радость в наши дома и прославляем за рождественской трапезой родившегося Младенца и Его Пречистую Матерь.

Раньше было наоборот, сначала встречали Рождество и прославляли Бога, пришедшего в мир, а уже потом
наступал черед встречи Нового года. Но и это не было твердым правилом. Отсчет нового года начинали в разные даты — 1 марта, 1 сентября, 1 января. И сегодня не все народы мира живут по одному и тому же календарю. Что же такое — наш календарь? Это некоторая условность, договоренность между людьми для согласования своих действий, подведения итогов и построения планов. Что такое время само по себе, науке неизвестно, нет приборов для его измерения. Часы меряют не время, а угол поворота стрелки на циферблате или количество колебаний кварцевых кристаллов. Только природа дает нам видимые промежутки времени через смену дней и ночей, но длительность их непостоянна, а меняется в течение года.

При этом само время — одно из условий нашего существования, оно сотворено Богом вместе с сотворением мира. Время возникло с началом мира и закончится с его концом. Время есть там, где вещи претерпевают изменения и события имеют свою длительность, то есть оно является неотъемлемой частью временного тленного мира, на смену которому придет жизнь вечная. И эта жизнь вечная, в которой уже не будет времени, станет воплощением вечности. Как возможно воплотить вечность? Бог воплотился в Богочеловеке, и через обожение человека произойдет обожение времени и пространства (прп. Иустин Попович). Вот какую глубину имеет событие, которое мы сегодня празднуем, — Рождество Христово.

Поздравляя вас с Рождеством, Новолетием, Крещением Господа нашего Иисуса Христа, мне хочется пожелать всем, конечно же, здоровья, благополучия, помощи Божией. Мы всегда этого желаем друг другу, потому что это очень важно для нас. Но мне хочется добавить к этому еще одно пожелание, о котором мы забываем: я хочу пожелать людям делать все вовремя. Время проходит, и то, что было хорошо делать сейчас, будет не ко времени потом:

Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; … время плакать, и время смеяться; … время молчать, и время говорить; время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру» (Еккл. 3:1-8).

Мы недавно подводили итоги столетнему периоду нашей истории: периоду, который начался катастрофой — свержением царя и разрушением нашего Отечества, который принес страдания и гибель миллионам наших сограждан, когда силы зла стремились разрушить и уничтожить нашу Церковь. Этот период закон- чился поражением атеистической идеологии и возрождением Русской Православной Церкви, а сейчас мы видим намечающееся сплочение людей и укрепление нашего государства и Церкви. К 1000-летию празднования Крещения Руси наша Церковь пришла, руководимая Патриархом и освобожденная от вмешательства государства в ее дела.

Последние три десятилетия явились годами такого благоденствия для нашей Церкви, которого в ее истории никогда не было. Мы помним, как в 90-х годах стали заполняться верующими полуразрушенные храмы, как быстро восстанавливались кресты на куполах, какой был всплеск интереса к Евангелию, к Православной вере, стали открываться новые духовные учебные заведения.

Сейчас много храмов восстановлено, строятся 200 новых храмов в одной только Москве, храмы приближаются к нашим домам, оказываются в шаговой доступности от нас. Это время, благоприятное для воцерковления людей.

Но, к сожалению, мы видим обратное — охлаждение к вере, уменьшение количества прихожан в храмах. Церковный институт восстановлен и работает на полную мощь, а людей в Церкви мало — всего 2—3% нашего населения ходят в храмы и участвуют в Таинствах Церкви.

Периоды благоденствия не бывают длительными, если люди их не используют во благо. Мы видим тревожные признаки. Политическая и экономическая ситуация в мире становится нестабильной, идут информационные войны. Это борьба за души людей, за их духовное состояние, за уничтожение в человеке образа Божия. Вполне ожидаемо, что эта борьба открыто переходит в церковную область. События на Украине, где под видом объединения разделяют каноническую церковь и делают ее гонимой, этому подтверждение.

Наступление идет не только на Украинскую, но на всю Православную Церковь, во всем мире пребывающую. Нам на фоне всего этого надо воцерковлятся, чтобы мы почувствовали себя православными. Нам Господь дает еще время на это. Нашему народу надо объединиться в Церкви под главой Христа. А так как народ не помышляет об этом, находится в духовном сне, то внешние события пытаются пробудить каждого из нас и принять решение — с кем ты? С Богом или без Бога? Без Бога нет мира, нет жизни. Чем больше у нас будет воцерковленных людей, тем больше будет стабильности, духовности и мы будем сильнее.

У нас крестят новорожденных и отпевают усопших, а вся жизнь человека проходит вне стен Церкви. Хотелось бы пожелать, чтобы люди осознали необходимость изучения Евангелия, воцерковления. Присутствие в Церкви очень важно. И все надо делать вовремя, потому что время может пройти и будет все трудней воцерковляться. Сейчас время самое благополучное в церковной истории, чтобы окрепнуть в Церкви, в вере, стать истинным православным христианином. Тогда и семьи будут крепкие, и государ- ство. Но время это заканчивается, надо спешить.

Почему люди не ходят в храм? Они не вводят свою жизнь в церковный круг. Они живут светским календарем и не могут совместить свою жизнь с Церковью. Человек должен от чего-то отказаться, десятина должна отдаваться Церкви и временем — участием в богослужении. Надо начинать с суточного круга — читать утренние и вечерние молитвы, смотреть, какого святого сегодня праздник. Если гражданский календарь — это условность, то по церковному календарю мы проживаем год с Господом Иисусом Христом, с Божией Матерью, святыми, с праздниками Священной истории.

Православный человек — тот, кто не пропускает воскресных литургий. Если человек не был три воскресенья подряд в Церкви, то считался отлученным от Церкви. Кто не посещает храмы Божии, не участвует в церковной жизни, тот не христианин. Люди искусства, науки, государственные служащие должны участвовать в церковной жизни, наполнить храмы. Тогда Церковь ожила бы, мы были бы едины на фоне всего того беззакония, которое происходит в мире. А если мы не воцерковимся, то беззаконие перейдет на нас. Еще есть время, но его уже немного.

Хотелось бы пожелать жителям Отрадного, Марфина, всему нашему Северо-Востоку приходить в Церковь и становиться православными, чтобы мы были едины, чтобы наши семьи были воцерковленными, дети все были крещеными, родители повенчаны, чтобы каждая семья была с благословением, чтобы приходили в храм и чувствовали, что это их дом, приобщались к церковной жизни через труд, через помощь храму, приходу.

И конечно же хотелось бы, чтобы наш приход, который в этом году отмечает 160-летие храма, был крепким, чтобы мы, как команда на корабле, шли через все невзгоды и спасались, потому что храм благодатный, охраняемый ангелом-хранителем, и Божией Матерью.

 


Протоиерей Сергий Ткаченко, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине города  Москвы