1 мая наступает Великая суббота. В этот день Церковь воспоминает погребение Господа Иисуса Христа, пребывание Его тела во гро­бе, сошествие душею во ад для возвещения там побе­ды над смертью и избавления душ, с верою ожидав­ших Его пришествия, введение разбойника в рай. Вместе с тем предуказывается и славное Воскресение Христово.

08:30

  • Вечерня
  • Божественная литургия св. Василия Великого

В течение Великой субботы в нашем храме будет происходить освящение традиционной пасхальной пищи — яиц, куличей, творожных пасх. Освящение начнется по окончании Божественной литургии около 10 часов утра, и продлится до 20:00 вечера.

10:00-20:00

  • Освящение куличей

Для готовящихся причаститься Святых Христовых Тайн на праздничной Пасхальной Литургии будет проводиться чин общей исповеди. Просим обратить внимание, что приступать к Причастию без исповеди, даже в этот Светлый Праздник, НЕ БЛАГОСЛОВЛЯЕТСЯ!

22:00

  • Чин общей исповеди

Вечером в храме будут читаться Деяния святых апостолов, содержащие непреложные свидетельства Воскресения Христова, после чего последует полунощница с каноном Великой Субботы. После 9-й песни, при пении (на катавасию) ирмоса: Не рыдай Мене, Мати бывает каждение вокруг Святой Плащаницы, затем священник поднимает ее на главу и уносит (Ликом к востоку) в алтарь через царские врата, которые тотчас закрываются. Св. Плащаница полагается на престоле и находится там до отдания Пасхи — в воспоминание того, что Христос Спаситель после Своего Воскресения пребывал на земле 40 дней.

23:20

  • Полунощница

По окончании полунощницы начинается торжественный крестный ход вокруг храма, чтобы встретить Христа вне его, подобно мироносицам, встретившим воскресшего Господа вне Иерусалима. В этот момент народ вместе со священнослужителями начинает петь, сначала тихо, потом все громче стихиру:

ВОСКРЕСЕНИЕ ТВОЕ, ХРИСТЕ СПАСЕ АНГЕЛИ ПОЮТ НА НЕБЕСЕХ,

И НАС НА ЗЕМЛИ СПОДОБИ ЧЕСТНЫМ СЕРДЦЕМ ТЕБЕ СЛАВИТИ

После, в притворе при затворенных дверях храма начинается пасхальная утреня возгласом Слава Святей и пением Христос воскресе со стихами по пасхальному чину.

00:00

  • Светлая Пасхальная заутреня

 

При пении после Слава, и ныне второй половины тропаря Пасхи (И сущим во гробех живот даровав) церковные двери отворяются, духовенство и молящиеся входят в храм.

После великой ектении поется пасхальный канон, составленный св. Иоанном Дамаскиным. Начальные слова ирмоса каждой песни запеваются в алтаре, а хор продолжает следующие за этим слова ирмоса. Каждая песнь заканчивается повторением ирмоса и пением трижды тропаря Христос воскресе.

На каждой песни канона совершается каждение. Благочестивая традиция предполагает во время каждой песни изменять цвет облачений у священнослужителей.  Кадя народ, священник приветствует молящихся словами: «Христос воскресе!». Верующие отвечают: «Воистину воскресе!» и, взирая на Крест в руке священника, осеняют себя крестным знамением. По каждой песни — малая ектения.

По окончании Светлой Пасхальной заутрени совершается Божественная литургия св. Иоанна Златоуста.

Царские врата главного алтаря и всех приделов бывают отверстыми в продолжение всей Светлой седмицы.

 


Великая суббота в рассказе В. А. Никифорова-Волгина

 


…Ночь. Смотрю на образ, и все во мне связывается с Христом: иллюминация, свечки, вертящиеся яички, молитвы, Ганька, старичок Горкин, который, пожалуй, умрет скоро… Но он воскреснет! И я когда-то умру, и все. И потом встретимся все… и Васька, который умер зимой от скарлатины, и сапожник Зола, певший с мальчишками про волхвов, — все мы встретимся т а м. И Горкин будет вырезывать винограды на пасочках, но какой-то другой, светлый, как беленькие души, которые я видел в поминаньи. Стоит Плащаница, в церкви, одна, горят лампады. Он теперь сошел в ад и всех выводит из огненной геенны. И это для Него Ганька полез на крест, и отец в Кремле лазит на колокольню, и Василь Василич, и все наши ребята — все для Него это! Барки брошены на реке, на якорях, там только по сторожу осталось. И плоты вчера подошли. Скучно им на темной реке, одним. Но и с ними Христос, везде… Кружатся в окне у Егорова яички. Я вижу жирного червяка с черной головкой с бусинками-глазами, с язычком из алого суконца… дрожит в яичке. Большое сахарное яйцо я вижу — и в нем Христос.
Великая Суббота, вечер. В доме тихо, все прилегли перед заутреней. Я пробираюсь в зал — посмотреть, что на улице. Народу мало, несут пасхи и куличи в картонках. В зале обои розовые — от солнца, оно заходит. В комнатах — пунцовые лампадки, пасхальные: в Рождество были голубые?.. Постлали пасхальный ковер в гостиной, с пунцовыми букетами. Сняли серые чехлы с бордовых кресел. На образах веночки из розочек. В зале и в коридорах — новые красные «дорожки». В столовой на окошках — крашеные яйца в корзинах, пунцовые: завтра отец будет христосоваться с народом. В передней — зеленые четверти с вином: подносить. На пуховых подушках, в столовой на диване — чтобы не провалились! — лежат громадные куличи, прикрытые розовой кисейкой, — остывают. Пахнет от них сладким теплом душистым…

«Лето Господне» (1927—1948) — повесть русского писателя И. С. Шмелёва, одно из самых известных произведений автора. Был издан в полном варианте в Париже в 1948 г. Состоит из трёх частей: «Праздники», «Радости», «Скорби». «Праздники» были изданы отдельно в 1933 г. в Белграде. Книгу Шмелев посвятил И. А. Ильину и его жене Наталье. Это автобиографическое произведение, которое описывает жизнь в патриархальной купеческой семье глазами маленького мальчика. Русский уклад жизни описывается через церковный богослужебный год, начиная с Великого Поста: показаны не только церковные службы, молитвы, паломничества, но и семейный быт: традиционные праздничные и постные блюда, обычаи.