Неделя 19 по Пятидесятнице

Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и Откровениям Господним. Знаю человека во Христе, который четырнадцать лет тому назад (в теле ли, не знаю, вне тела – не знаю, Бог знает) восхищен был до третьего неба … Таким человеком могу хвалиться

(2Кор.12; 1-5).

Священник Иоанн Чигинов

Священник Иоанн Чигинов

В сегодняшнем чтении из Апостола мы слышали удивительное повествование, где апостол Павел, рассказывая о своем Откровении от Господа, приводит в пример некоего человека. Апостол Павел боится возгордится, но он вынужден доказывать коринфским христианам, что он тоже имеет некий духовный опыт и авторитет, который коринфяне ставили под сомнение.

Он и раньше говорил о тех лишениях, трудностях, которые ему пришлось испытать ради проповеди. Само призвание апостола – чудесное явление Христа по дороге в Дамаск, которое полностью изменило некогда гонителя Савла в бесстрашного проповедника Слова Божьего, должно было вызывать благоговейное уважение в коринфянах.

И вот теперь апостол очень осторожно приоткрывает завесу своего духовного опыта, чтобы не потерять своих детей, которых

он родил в муках благовествования

(Гал.4;19).

Апостол описывает событие, которое произошло с ним при непосредственном общении с Богом. Это очень похоже на то состояние, которое описывают иссихасты во время пламенеющей сердечной молитвы, когда душа рвётся к Богу и которая переживает связь, теснейшего богообщения.

Всё земное кажется чуждым, и телесные привязанности, и нужды становятся второстепенными и не главными. Человек уже, по-истине, живёт только духовной жизнью. Это неизреченное благодатное состояние позволило апостолу Павлу быть восхищенным духом даже до третьего неба. В иудейской традиции существовало понятие о трёх небесных пространствах (облачное, звездное, и там, где находится Престол Божий).

Это событие произошло четырнадцать лет назад по свидетельству апостола. Видно, что он вообще об этом не хотел говорить, но, как и сейчас, так и тогда люди падки на чудеса, видения, экзальтированные переживания. Наверняка и апостолу задавали подобные вопросы: «Какие видения или откровения служат подтверждением твоего апостольского призвания?». Невольно вспоминается цитата из Евангелия:

Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет…

(Мф.16;4).

Вот и апостол Павел, как будто не желая признавать себя человеком, которому были откровения, пишет, что знает некоего человека, имея в виду себя в третьем лице

 что он слышал неизреченные глаголы

(2Кор.12;4).

– Это ангельское славословие перед престолом Божиим, воспринимаемое только сердцем и душой. Таким человеком он может хвалиться,

…о себе же не похвалюся, токмо о немощех моих

(2Кор.12;5,6).

Апостол понимает, что по своей немощи он является только воспринимателем откровения Божия, а не его инициатором, как какой-то волшебник.

При этом он удерживается, или, лучше сказать, сдерживается от открытия духовных тайн, чтобы о нём не подумали и не говорили более того, что было на самом деле. Апостол Павел, как бы говорит: «Я хочу, чтобы вы видели и обращали внимание не на экстатический опыт некоторых, не на чудесные явления, а смотрели на немощи, лишения и скорби тех, кто переживает эти страдания ради благовествования Слова Божьего. Он говорит о некоемом

жале во плоти – ангеле сатаны, удручающем его

(2Кор.12;17).

Жало σκόλοψ – дословно переводится, как колючка, вонзённая глубоко в тело, которая причиняет сильную боль. Он говорит о своём болезненном состоянии, об удручении. Дословно κολαφίζῃ — терпит удары по лицу. Существуют разные предположения – что это была за тяжёлая болезнь?

Мне близка версия, по которой апостол Павел страдал от воспаления глаз, которое причиняло боль нервным окончаниям, из-за которых апостол переживал судороги. С некоторым намёком он говорит об этом и в послании к Галатам:

Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне

(Гал.4;15).

Эти удручения – удары по лицу, судороги не давали апостолу повода для гордости, особенно при публичных выступлениях, как проповеднику Евангелия.

Павел хотел избавиться от этого, но после третьего молитвенного обращения Господь сказал ему:

довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя в немощи совершается»

(2Кор.12;9).

Христос не нуждается в сильных, крепких, важных, интеллектуальных проповедниках. Ему главное — сердце, смирение и любовь человека готового на всё ради спасения ближнего. Есть интересная фраза: «Бог не выбирает сильных, но даёт силы кого выбирает». Вот  и апостол Павел понимает, что через свои немощи, он открывает возможность Богу давать ему благодатную помощь в проповеди

чтобы вселилась во мне сила Христова

(2Кор.12;9).

Именно в период испытаний, болезней, жизненных трудностей мы действительно ощущаем близость Бога в нашей жизни. Мы приобретаем опыт молитвы, опыт борьбы с грехом, мы начинаем лучше понимать проблемы других людей и, пережив испытания, можем, имея свой опыт, помочь и другим.

Сам искушен быв, может и искушаемым помощи

(Евр.2;18).

Будем же стремиться прежде всего к внутреннему, духовному совершенству, основанному на величайшем смирении к себе по примеру апостола Павла. Не будем стремиться к каким-нибудь видениям, чудесам, будоражующих снов, которые только дают повод для гордости и возвеличивания себя перед другими людьми. Будем считать себя ничем перед Богом, будем хвалиться по апостолу Павлу немощами своими, чтобы в нас вселилась сила Христова!